Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Синтез искусств

Комната дома Веттиев в Помпеях Органический синтез различных искусств или видов искусств в одно художественное целое, которое создает культурную и материальную среду человеческого бытия. В истории искусства есть самые различные синтетические формы. Монументальное искусство и архитектура постоянно стремятся к объединению, к художественно-архитектурному сочленению, в котором скульптура и живопись, выполняя собственные задачи, истолковывают и расширяют архитектурные образы. В этом пластически-пространственном синтезе обычно принимает участие декоративно-прикладное искусство,  также и художественные станковые произведения (статуи, картины и пр.). Спектакль, кинофильм – это синтез режиссерского, актерского искусства, литературы, музыки, изобразительного искусства и т. д. Соотношение между различными искусствами может быть различным.

Один вид может полностью преобладать, подчинив себе остальные (допустим, архитектура Древнего Египта, которая подчинила себе живопись и скульптуру). Особое значение приобретает и качество, свойственное обычно одному из искусств (к примеру, «архитектоничность» пластических искусств эпохи классицизма, «живописность» в искусстве барокко, пластичность античных искусств и пр.). Как в определённые исторические эпохи, так и в соответствии с личным замыслом живописца, виды искусства могут тесно объединяться друг с другом (скульптура и архитектура эпох барокко и готики), естественно дополнять друг друга (в эпоху Возрождения) и контрастировать, как в сооружениях XX столетия.

Портал храма Боробудур (ок. 800 г.)Для эпохи первобытно-общинного строя характерен синкретизм, т.е. первоначальная нерасчленённость видов искусства, непосредственно вплетённых в деятельность человека и его ритуалы. Когда искусства начинают дифференцироваться, выявляя свою специфику и своеобразие, возникает и обратное стремление — к их синтезу. Храмовый ритуал, подчиняющий единому замыслу элементы архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, словесного творчества, музыки, а также обрядовые действия, выступает как организующее начало синтеза искусств начиная с культур Древнего Востока. Подавляющей "сверхчеловеческой" массе египетских сооружений, изобразительной символике архитектурных деталей (колонны в виде цветов лотоса или связок папируса) древнегреческая культура противопоставила гармоническое сочетание архитектуры и скульптуры (равноправных по своему значению), воплощающее представление о возвышенном человеческом начале.

В культуре поздней готики и особенно Возрождения с усилением светских начал искусства и всё большей индивидуализацией художественного творчества происходит распад "соборной" универсальности средневекового синтеза искусств. Складываются новые формы синтеза, основанные на осознании самостоятельной роли каждого из искусств. В творчестве великих мастеров Возрождения (Брунеллески, Браманте, Рафаэля, Микеланджело и других) были с особой полнотой разработаны общие принципы соединения искусств в целостном, гармоничном ансамбле.

В живописи этого времени, создающей иллюзорное пространство, и в скульптуре, органически включённой в архитектурные ритмы, изобразительные формы, не утрачивающие своего реального содержания и относительно независимого бытия, приобретают определенные черты условности, связанные с монументально-декоративным назначением произведений. В эпоху барокко отдельные виды искусства образуют торжественное и динамичное монументально-декоративное единство; в интерьерах архитектура сливается с многоцветной скульптурой, лепниной, монументальными росписями. Синтез искусств в XVI—XVIII в. связан не только с церковными ритуалами, но и с формами светского быта (триумфы, придворные и городские феерии, спектакли и т.п.). В искусстве рококо и классицизма важной целью синтеза искусств становится создание жилой среды, отвечающей определенным нормам общественного бытия и эстетическим идеалам эпохи.

Зеркальный зал во дворце Амалиенбург (Ф. Кювилье, 18 в.) В условиях буржуазного общества разрушаются многие формы синтеза искусств, и в первую очередь архитектурно-художественный синтез, что вызвано всё большей индивидуализацией сознания, деэстетизацией повседневного бытия, распадом общезначимых общественных принципов и норм. Вместе с тем прогрессивные общественные движения вызывали и поиски новых форм синтеза искусств, что было связано со стремлением внести в жизнь художественное начало, создать предпосылки для гармоничного развития человека. Задачи формирования цельного, гармоничного человека, выдвинутые И.В. Гёте, Ф. Шиллером, ранними романтиками, преломились в романтических художественных теориях XIX в. в проблему создания так называемых оазисов красоты, противостоящих буржуазному практицизму и бездуховности.

Романтические утопии духовного обновления общества с помощью синтетического "соборного" художественного творчества были позже развиты символистами. Стиль "модерн" на рубеже XIX и XX в. предпринял попытки возрождения синтеза искусств. Развивая идеи синтетической культуры, У. Моррис, Х. ван де Велде, представитель рационализма и конструктивизма (и в первую очередь объединения "Баухауз" в Германии) стремились к созданию целостной художественной среды, активно воздействующей на жизненные процессы.

Значительные работы в области синтеза искусств в XX в., порождённые прогрессивными общественными и революционными движениями (произведения мексиканских художников Д. Риверы, Д. Сикейроса, Х.К. Ороско и других), связаны с созданием общественных построек, мемориальных и выставочных комплексов, а также с оформлением ярких по идейной направленности празднеств, народных шествий, фестивалей и т.п.

Лестничная пристройка Теремного дворца
Лестничная пристройка
Теремного дворца
в Московском Кремле.
1637 г.

Столовая на выставке Современное искусство (1903 г.)
Столовая на выставке
«Современное искусство»
в Петербурге. А.Н. Бенуа и
Е.Е. Лансере. 1903 г.

Центральный портал готического собора
Центральный портал
готического собора
в Амьене. Франция.
1225—1236 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.