Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Монументальное искусство


(от латинского monumentum - памятник)

Храм Христа Спасителя в Москве Род изобразительного искусства, произведения которого отличаются значительностью идейного содержания и обобщенностью форм, создаются для конкретной архитектурной среды, выступают смысловой или пластической доминантой архитектурного ансамбля. Объединяющим началом выступает участие в создании монументального образа, выражающего и пропагандирующего господствующие идеи своего времени, своей эпохи. К монументальному искусству относятся монументы и памятники, живописные, скульптурные, мозаичные композиции для зданий, витражи, городская и парковая скульптура, фонтаны и т.п. Архитектурные сооружения монументального искусства – это церковные храмы, дворцы, мемориальные ансамбли (например, на Поклонной горе). Они рассчитаны на важные культовые или светские церемонии и ритуалы, настраивающие людей на единообразные реакции и единодушие. Архитектурные сооружения и ансамбли художественно организуют пространство для человеческой жизнедеятельности.

Это понятие следует отличать от монументальности в искусстве. Произведения монументального искусства, как правило, отличаются величественностью и значительностью идейного содержания. Часто их назначение подчиняется определенным общественным и государственным задачам, вытекая из необходимости пропаганды и популяризации каких-то идей в массах. Создаются произведения монументального искусства обычно на наиболее значительные темы (исторические события, героические подвиги, народные сказания). Обычно произведения монументального искусства являются частью ансамбля, предназначены для рассматривания издали, поэтому в них не должно быть мелких деталей, они должны быть выразительны.

Монументальное искусство особенно активно развивается тогда, когда художественная культура эпохи проникнута ярко выраженным пафосом утверждения позитивных социальных ценностей. Истоки монументального искусства восходят к первобытному обществу. В менгирах, культовых статуях и наскальных росписях воплощены представления первобытного человека о могуществе сил природы, закреплены его трудовые навыки. С появлением классов определяющими для монументального искусства стали общественные взаимоотношения.

Мозаика церкви близ Афин (11 в.)Принципы монументальности и статичности, господствовавшие в искусстве Древнего Египта, в условиях рабовладельческого общества должны были способствовать утверждению идеи незыблемости социального строя и обожествления личности властителя (т.н. Большой сфинкс в Гизе), но в исторически обусловленной форме воплотили также представления о силе человеческого разума, победе человеческого коллектива над силами природы. В эпоху расцвета древнегреческой рабовладельческой демократии были созданы проникнутые верой в красоту и достоинство человека произведения монументального искусства (скульптурный декор афинского Парфенона), в правдивых формах воплотившие гуманистические идеалы древнегреческого полиса.

Весь художественный строй готического собора, его живописное и скульптурное убранство выражали не только порожденные феодальным строем идеи общественной и церковной иерархии, всю систему средневекового религиозно-догматического мировоззрения, но и растущее самосознание городов, трудовой пафос коллектива городской коммуны (скульптурное убранство соборов в Реймсе, Шартре, Наумбурге и др.). Общенациональный духовный подъём в эпоху Высокого Возрождения в Италии (конец 15 - 1-я треть 16 в.) со всей силой выразился в отмеченных широтой общественного звучания, полных титанической мощи и напряжённого драматизма произведений монументального искусства (статуя Давида работы Микеланджело, его же росписи потолка Сикстинской капеллы и др.).

В конце 16 - середине 18 в. политическая и духовная жизнь ряда стран Европы и Южной Америки ярко отразилась в монументальном искусстве барокко. Тесно связанное с монархией, аристократией и церковью, призванное прославлять их могущество, возбуждать религиозные чувства, оно отразило также и прогрессивные представления эпохи о драматической неустойчивости мира и его непрерывном развитии (скульптурное и живописное убранство дворцов и церквей середины 18 в. в Италии, монументальная скульптура Л. Бернини и др.). Подъём национального самосознания, воздействие идей французских и русских просветителей отразились в проникнутых патриотическим пафосом и гуманизмом, величественных по простоте и ясности замысла и языка художественных форм памятниках монументального искусства русского классицизма 2-й половины 18 в. - 1-й трети 19 в. (работы скульпторов Ф.Ф. Щедрина, И.П. Мартоса, В.И. Демута-Малиновского и др.). К середине 19 в. монументальное искусство приходит в упадок. Стилистический эклектизм, воспроизведение прошлых стилевых форм, типичные для архитектуры этого периода, проявились и в монументальном искусстве.

Сложными, противоречивыми путями развивается монументальное искусство конца 19 - начала 20 в. С постройками стиля «модерн» органически связаны произведения монументальной живописи (М.А. Врубель, Ф. Хедлер, М. Дени и др.). В начале 20 в. вновь появляется архитектонически продуманная монументальная скульптура (А. Майоль, Э.А. Бурдель). Для произведений художников-монументалистов 20 в. характерны острая публицистическая направленность, личностно-эмоциональный подход к раскрытию темы, часто перерастающий в классовую оценку изображаемого события (произведения мексиканских монументалистов, росписи зданий коммунистических муниципалитетов в городах Италии и Франции).

Фонтан Font Magica в Барселоне
Фонтан Font Magica в Барселоне.

Памятник А.С. Пушкину в Москве
Памятник
А.С. Пушкину в Москве.

Фрески в Станца делла Сеньятура (Рафаель, 16 в.)
Фрески в Станца
делла Сеньятура. Рафаель. 16 в.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.