Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Мойры


(от греческого "доля", "часть", отсюда "участь", которую получает каждый при рождении)

Мойры В греческой мифологии богини судьбы, дочери Зевса и Фемиды (вариант: Никты или Ананке, есть также версия, что они дочери Кроноса). Первоначально считалось, что у каждого человека своя мойра.

С развитием олимпийской религии число мойр было сведено к трем: Клото, Лахесис и Атропос, все три сестры участвовали в жизненной судьбе каждого человека с самого его рождения: Клото (от греческого «Пряха») — прядущая нить жизни. Клото вернула жизнь Пелопу, предрекла Афине девственность. Лахесис (от греческого «Судьба») — определяющая судьбу жизни (длину нити) и проводящая ее через все превратности судьбы. Лахесис наблюдала за родами Лето. Атропос или Атропа (от греческого «Неотвратимая») — неумолимая, неотвратимая участь (смерть), перерезающая нить.

Боги, несмотря на их могущество, также подчинялись мойрам. Над ними также властвовала не знающая жалости судьба. Греки представляли мойр в виде суровых старух: Клото с веретеном в руке, Лахесис с меркой или весами, Атропос с книгой жизни и ножницами. В литературе эллинистического периода Мойры часто именовались парками, т.е. так, как это было принято в римской мифологии. Храм Мойр был в Коринфе.

Представления о мойрах.

В первоначальных представлениях мойра-судьба каждого воплощается в некоем материальном предмете — фетише, носителе жизненных потенций. Так, мойра Мелеагра заключена в оставшейся от жертвенного костра головне, спрятанной матерью героя. Желая погубить сына, мать вынула головню и бросила её в огонь, где та сгорела, вызвав тем самым мучительную смерть Мелеагра. Когда возобладали анимистические представления, магическая сила, заключённая в фетише, стала представляться самостоятельным божеством, которое наделяет той или иной участью человека, изрекает ему свою волю, определяет его дальнейшую жизнь. Мойры понимаются теперь как рок («то, что изречено») и судьба («то, что суждено»), хотя для этих понятий в греческом языке вырабатываются специальные термины, наряду с названием «мойры». Мойры — это тёмная невидимая сила, она не имеет отчётливого антропоморфного облика, изображение мойр в античном искусстве редко. С развитием олимпийской мифологии устойчивыми стали представления об одной, двух, или трёх мойрах.

Золотая нить (Дж.М. Стадвик, 1890 г.)Рождение и смерть стоят под особым покровительством мойр; в силу этого верования богини предполагались иногда существующими в двойственном числе (например, в Дельфах было изображение только двух мойр). Мойрам возносили моленья в дни свадеб. Как дочери Ночи, мойры — сёстры и союзницы Эриний, которые считались не только силами мрака, но и неумолимыми духами мести и кары и отсюда — смерти.

Далее, мойры — богини закономерности и порядка в мире внешних и душевных явлений. В силу такого символического значения они считаются уже дочерями не Ночи, а Фемиды, сёстрами Гор. Зевс, отец их, верховный устроитель порядка, называется, поэтому Мойрагетом — эпитет, который носил и Аполлон, как провозвестник распоряжений Зевса. В эллинистическую эпоху с мойрами конкурирует богиня Тихе (богиня случая), характеризующая неустойчивость и изменчивость жизни.

В литературе и искусстве.

Им посвящен LIX орфический гимн. Ахей Эретрийский был автором трагедии «Мойры». В искусстве мойры изображались по-разному. На греческой вазе Франсуа в изображении шествия богов на брак Пелея и Фетиды мойры помещены возле колесницы Гермеса и Майи, в числе 4, по наружности ничем не отличаются от Муз, Гор и Харит. Остальные художественные изображения относятся к римской императорской эпохе, когда были созданы и распространены атрибуты мойр — прялка, свиток, весы. Изображались Мойры обыкновенно молодыми, но иногда выводились и в образе старух.

Мойры (деталь росписи амфоры 6 в. д.н.э.)
Мойры. Деталь росписи
амфоры 6 в. до нашей эры.

Три мойры (Иль Содома, ок. 1525 г.)
Три мойры.
Иль Содома. Ок. 1525 г.

Парки (Ф. Гойя, 1819-1823 г.)
Парки (мойры). Ф. Гойя. 1819-1823 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.