Заросший пруд
(1879)
77 х 1218 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Данная
картина отлично характеризует Поленова как колориста, здесь представлен целый
ряд философских образов нашего быстротечного времени. По этой причине данное
полотно перекликается по своей природе с полотном «Бабушкиный сад», которое было написано за
год до этого. Жанр данной работы чаще определяют, как «повествовательный
пейзаж». Картина имеет прихотливую предысторию. В целом картина является одним
большим полотном, где художник собрал все свои впечатления. Поленов занимался полотном еще до того, как
отправился на русско-турецкую войну. Лето 1877 года Поленов проводит в деревне Петрушки
под Киевом, именно здесь и был создан этюд, который стал основой данного
полотна. Этюд пролежал до осени 1878 года, именно в этот момент Поленов
перебирается с Арбата на тогдашнюю московскую окраину, в Хамовники. Чуть позже
здесь же обосновался и Лев Толстой, купив усадьбу неподалеку. Многие, кто знают
о толстовских идеях, которые были так по душе Поленову, называют это совпадение
пророческим. Но познакомились они значительно позже.
Именно здесь
художник был поражен красотой старого сада, эти впечатления тоже были отображены
на картине. Картина была показана в 1879 году на 17 передвижной выставке,
зрители были в восторге. Один из учеников Поленова Левитан написал свою картину
подобно этой, назвав ее также.
Баллада о времени
Старые мостки с вытоптанной почти до белизны тропинкой придают образу пруда ностальгическое звучание. Моделью для фигуры женщины послужила сестра художника, В. Д. Хрущева.
Академическая традиция дает о себе знать в композиционном построении и этой поленовской работы.
В соответствии с нею, художник выстраивает два плана — задний, написанный довольно «приблизительно», и подробный передний.
Кувшинки, равно как и детали берега, прописаны очень тщательно; эти будничные образы контрастно дополняют торжественный образ парка, теряющегося за пределами картины.
В основе картины — виртуозно обыгранные художником градации одного и того же зеленого цвета. В тончайшей его нюансировке Поленов вновь выступает непревзойденным мастером-колористом.