Воссоздаем работу
(1878) 64,5x80,1 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В начале
1877 года Поленов отправляться в Москву на постоянное место жительства. Смена
географического места необычно совпала со сменой творческой эпохи в искусстве
Поленова. Этот год ознаменовался появлением нового самобытного живописца на
русской сцене искусства – Поленова. Начало этому положила одна из картин
Поленова – Московский дворик, которая была продемонстрирована широкой публике
на VI передвижной выставке в 1878 году. Сам же Поленов ничего особенно в этой
работе не видел. В письме Крамскому, он даже как бы извиняется, при этом
чувствуя стеснение за идеологическую выдержанность своего полотна: «К
сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи - мне хотелось бы
ступить на Передвижную с чем-нибудь порядочным...» Если поверить Поленову на
слово, то картина была создана между делом: «Ходил искать квартиру. Увидал
записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же
сел и написал его». Картины была очень популярна среди зрителей, они нашли в
городском пейзаже теплоту и прелесть жизни, этот феномен стал небывалым для
тогдашней жизни, ведь все привыкли размахивать критической дубинкой.
Мирная жизнь
Крыши написаны светло-голубыми, с зеленоватым оттенком.
Это сознательный прием мастера-колориста — таким образом создается тонкий и плавный переход от неба к зелени переднего плана.
Орущий взахлеб ребенок, брошенный увлекшимися своими делами другими детьми, придает сцене уютную непосредственность — зрителю кажется, что он не рассматривает картину, а действительно вместе с художником выглядывает из окна квартиры: «здесь и сейчас».
Храмы, колокольни, ампирные арбатские особняки, написанные на заднем плане, создают торжественный фон, ярко контрастирующий с подробностями «частной» жизни, заполнившими передний план. Контраст этот отмечен и в цветовом решении картины.
Лошадь, куры, люди — все элементы композиционно расположены так, что ведут взгляд зрителя от одной «вехи» к другой. Противопоставление двух планов (подробного переднего и панорамного заднего) характерно для поленовских произведений 1870-х годов; тут он остается верен академической традиции.