Василий Поленов
 
 
   

Воссоздаем работу

Московский дворик(1878)
64,5x80,1 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

В начале 1877 года Поленов отправляться в Москву на постоянное место жительства. Смена географического места необычно совпала со сменой творческой эпохи в искусстве Поленова. Этот год ознаменовался появлением нового самобытного живописца на русской сцене искусства – Поленова. Начало этому положила одна из картин Поленова – Московский дворик, которая была продемонстрирована широкой публике на VI передвижной выставке в 1878 году. Сам же Поленов ничего особенно в этой работе не видел. В письме Крамскому, он даже как бы извиняется, при этом чувствуя стеснение за идеологическую выдержанность своего полотна: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи - мне хотелось бы ступить на Передвижную с чем-нибудь порядочным...» Если поверить Поленову на слово, то картина была создана между делом: «Ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Картины была очень популярна среди зрителей, они нашли в городском пейзаже теплоту и прелесть жизни, этот феномен стал небывалым для тогдашней жизни, ведь все привыкли размахивать критической дубинкой.





Мирная жизнь

КрышиКрыши написаны светло-голубыми, с зеленоватым оттенком.
Это сознательный прием мастера-колориста — таким образом создается тонкий и плавный переход от неба к зелени переднего плана.







ОрущийОрущий взахлеб ребенок, брошенный увлекшимися своими делами другими детьми, придает сцене уютную непосредственность — зрителю кажется, что он не рассматривает картину, а действительно вместе с художником выглядывает из окна квартиры: «здесь и сейчас».






ХрамыХрамы, колокольни, ампирные арбатские особняки, написанные на заднем плане, создают торжественный фон, ярко контрастирующий с подробностями «частной» жизни, заполнившими передний план. Контраст этот отмечен и в цветовом решении картины.










Лошадь, куры, люди Лошадь, куры, люди — все элементы композиционно расположены так, что ведут взгляд зрителя от одной «вехи» к другой. Противопоставление двух планов (подробного переднего и панорамного заднего) характерно для поленовских произведений 1870-х годов; тут он остается верен академической традиции.


Главная > Работы > Московский дворик

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.