Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Рай

Рай. Брейгель Старший Ян Рай (др.-русск. рай, от авест., др.-инд. гау — «богатство, состояние, сокровище, счастье») — в мифах разных народов Рай — огороженное место, сад, центр мироздания, где незримо присутствует Творец мира, обитель благостных душ, возвращающихся туда после смерти тела.

В центре Рая высится, согласно библейской книге Бытия, «дерево жизни... и дерево познания добра и зла» (Быт. 2:9). Рай — это Новый Иерусалим, а из подножия райской горы вытекают четыре реки - символ «четырех частей света». Представления о христианском Рае соотносили с античным образом счастливой Аркадии, островами Блаженных. Земным раем и центром мира считали Иерусалим. Рай небесный сравнивали также с догреховным «золотым веком», бывшим когда-то на земле.

В Средневековье возвращение в «Рай Небесный» стали связывать с ожиданием конца света, всеобщего Воскресения и Страшного суда, после которого души праведников попадут в Рай, а грешники отправятся в Ад. Четыре райские реки соотносили с символикой четырех ветвей креста. Первая река несет прозрачную воду жизни, вторая — вино, третья — молоко, а четвертая — мёд. Изображение оленей у источника рек связано с текстом псалма Давида (Пс. 41:2) и символизирует душу, жаждущую крещения.

Греческое слово, обозначающее небесный Рай (греч. раradeisos), восходит к древнеперсидскому pairi-daeza (санск. paradesha), что означает «огороженный сад». Художники изображали Рай в виде плодоносящего сада, полного роз и счастливых зверей. Исключением является знаменитый триптих нидерландского художники Иеронима Босха (1453 1516) «Рай» (1490), по одной трактовке, относящийся к акроаматическим (загадочным,зашифрованным) композициям, но другой к жанру гротеска с философским или даже социальным подтекстом. Джованни ди Паоло. Рай

Композиция картины Босха строится слева направо: сначала Рай, где Бог создает Адама и Еву, затем следует сцена грехопадения и изгнания из Райского сада. Здесь же художник показал падших Ангелов, превращающихся в демонов и чудовищ. На центральной части триптиха изображен огромный воз сена (фламандская пословица гласит: «Мир — это воз сена, и каждый старается урвать с него сколько может»).

Всякая нечисть тащит огромный воз прямо в Ад. Вслед за ним в преисподнюю следуют короли, священники, монахи, крестьяне. На возу восседают юноша с лютней и девушка, рядом с ними — Ангел и дьявол.

Правая створка представляет Ад, трактованный как мировой пожар, в котором миксантропические существа терзают грешников. Сюжетные загадки расшифровываются при их сопоставлении с фламандскими пословицами. Вместо царства гармонии или архитектоники, подобно дантовской «Божественной комедии», нидерландский живописец показал неминуемое движение к всеобщей гибели. Однако в других вариантах той же темы Босх соединяет Апокалиптику с идеей Спасения, воплощенной в небесном сиянии, напоминающем светлый туннель, по которому движутся человеческие фигуры.


Рай. Зацка, Ханс
Рай.
Зацка, Ханс.

Лукас Кранах Старший. Адам и Ева в Земном Раю
Лукас Кранах Старший
Адам и Ева в Земном Раю.

Рай и Ад .Иероним Босх
Рай и Ад.
Иероним Босх.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.