Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Зернь

1) (ювелирное)

Серебряная пуговица с зерньюМелкие шарики из золота или серебра (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из филиграни. Зернь создаёт впечатляющую игру фактуры, света и тени, вносит дополнительные оттенки в орнаментальную ритмику изделия. Зернь известна с глубокой древности (в Междуречье, Древней Греции, на Кавказе), широкое распространение получила в средние века (особенно в Древней Руси), применяется и в настоящее время.

2) (ювелирное)

Техника изготовления ювелирных изделий, которая заключается в напаивании на предмет золотых или серебряных зернышек (золото – на золото, серебро – на серебро).
Применение зерни очень разнообразно: она бывает разбросана по всему орнаменту, иногда окаймляет части предмета полосами или располагается в качестве самостоятельного орнамента из ромбов и треугольников, а также образует рельефные пирамидки и грозди.

Техника изготовления и закрепления зерни требует от мастера большого искусства, точности исполнения и терпения. Для того чтобы получить большое количество одинаковых по размеру шариков зерни, мастер должен прежде всего нарезать равные по длине и диаметру отрезки проволоки. Для ускорения этого процесса мастер плотно наматывает проволоку на цилиндрический стержень, а затем разрезает эту спираль. Полученные таким образом одинаковые по размеру несомкнутые колечки раскладывают щипчиками на большом куске древесного угля с рядами небольших углублений на нем, после чего направляют на них струю пламени. Расплавленные колечки в виде капель скатываются в углубления, сделанные в угле, и застывают в виде шариков. Если шариков требуется большое количество, то зернь получают иным путем: колечки или отрезки проволоки не раскладывают на куске угля, а пересыпают угольной пылью и плавят в тигле. Техника зерни почти неразрывно связана со сканью.

На золотых и серебряных украшениях XI-XII веков встречаются разнообразные виды применения зерни. Орнамент треугольников из тончайшей зерни украшает бусины и подвески в форме желудей на золотом височном кольце с фигурой «уточки» из булгарской коллекции, в то время как крылья, грудь и шея «уточки» сплошь покрыты тонкой сканой веревочкой. Зернь густо покрывает серебряные звездчатые колты ХII века из клада, найденного во Владимире. Отдельные блестящие зернышки украшают трехбусинные височные кольца ХII века со сканым орнаментом из раскопок в Киеве. Вплоть до наших дней зернь служит неизменным украшением и обогащением сканых узоров русских ювелирных изделий.

Секрет искусного припоя изделий из скани и зерни.

Серьги Античные (золото, литье, зернь, гранаты)Один из важнейших вопросов для мастера-сканщика - это чистота припоя, который не должен заливать мелкие детали и тем самым нарушать четкость рисунка узоров. На очень древних предметах, выполненных из скани и зерни, припой настолько незаметен, что кажется, как будто какой-то невидимый клей скрепляет отдельные детали. Большой чистоты работы достигали и древнерусские мастера сканого дела. Издавна этот вопрос интересовал ученых и мастеров разных стран. На нем подробно останавливается в своем трактате о ювелирном деле знаменитый итальянский скульптор и ювелир XVI века Бенвенуто Челлини; много попыток повторить древние подлинники с присущей им чистотой работы делалось в разные годы западноевропейскими учеными, но все было безуспешен.

Утерянный секрет древней техники невидимого припоя был раскрыт в результате опытов, проведенных советским исследователем профессором Ф. Я. Мишуковым. Он доказал, что вместо припоя древние ювелиры применяли амальгаму из золота, серебра и ртути. Листы тонко расплющенного, так называемого сусального золота и серебра растирались в должной пропорции небольшим добавлением ртути, чтобы получить амальгаму нужной густоты. Этой амальгамой смазывали отдельные детали сканого орнамента и шарики зерни, после чего сильно нагревали предмет. Ртуть испарялась, а части орнамента прочно соединялись между собой.

Ложная скань и зернь.

Игра в зерньКолты, серьги и другие сканые украшения с зернью требовали от мастера большого искусства и большой затраты времени. Ювелиры XII-XIII веков нашли способ удешевить и ускорить процесс изготовления украшений: они отливали в каменных формах из сланца и известняка копии с драгоценных предметов, украшенных сканью и зернью. В результате получались литые украшения, сходные с теми, которые послужили для них образцом, но с нечетким, слегка смазанным рисунком.

3) (устаревшее)

Старинная азартная игра в кости. Выигрыш определялся тем, какой стороною упадут брошенные косточки; искусники умели всегда бросать так, что они падали той стороною, какой им хотелось. Эта игра считалась предосудительной: в наказах воеводам предписывалось наказывать занимающихся ею. Однажды только, в 1667 г., зернь вместе с картами была отдана на откуп, в Сибири.

Цитаты: "Бояре, дело просто: в зернь да в карты Именье он до нитки проиграл."( А. К. Толстой, Смерть Иоанна Грозного). " Остерегать накрепко, чтоб в городе и в уезде разбою и татьбы и инаго никакого воровства и корчмы .. и зерни ни у кого не было. (ПСЗ III 687). " А в пьянство, или по обыкновению бурлацкому, в зернь и в картеж отнюдь не въдавайся." (Псш. Завещ. 146.) "Пролазы же из низкой черни Пошли искать майданов, зерни, Чтобы кого-нибудь оплесть." (Оспв Енеида III 6).

4) (устаревшее)

Игральные кости. Так называются небольшие косточки с белой и черной сторонами, служившие предметом игры в зернь, особенно распространенной в XVI и XVII вв.

Цитата: "Зернь, кости игрательныя". (РГЛ 67). "Ежели бы я хотел .. перебрасывать литеры, как зернь, то бы я право сказал шведам, что они свою столицу неправедно Стокголм называют, но должно им звать оную Стиоколной для того, что она так слывет у русских." (Лом. АСС VI 41.)


Серьги Русская скань
Серьги "Русская скань".
Монтировка, скань, зернь.
Нейзильбер, кожа, нефрит.
Высшая школа народных искусств.

Подвеска, 1997 г.
Подвеска.
Серебро, позолота, гранат.
Глубокая гравировка, зернь.
1997 г.

Ожерелье с использованием зерни
Ожерелье с зернью.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.