Видео-арт
(от английского video-art - видео-искусство)
Направление в изобразительном искусстве, использующее для выражения художественной концепции возможности видеотехники, компьютерного и телевизионного изображения. Видео-арт (в отличие, например, от музыкальных клипов на телевидении, трейлеров компьютерных игр, телевизионной рекламы или заставок MTV) не является только коммерческой деятельностью, обычно ориентирован на показ в пространстве искусства — музеях, галереях и т.п. и зачастую рассчитан на подготовленного зрителя. Такие особенности массовой видеокультуры, как шокирующий видеоряд, экстремальный монтаж, концептуальный сюжет и спецэффекты не являются приоритетными для видео-арта и могут служить, наряду с другими средствами, лишь способом достижения художественной цели.
Взлет коммерческого кинематографа и телевидения в Америке, в совокупности со стремлением художников исследовать пространство за пределами традиционных границ живописи и скульптуры, возродил жанр, дремлющий в забвении со времен Дюшана, Ман Рэя, Ганса Рихтера и Фернана Леже. Художники, убежденные в необходимости дематериализовать искусство, обратились к движущемуся черно-белому изображению, как к пародии на кинематографический опыт мейнстрима.
Выставка «Documenta-5» (1972 г.), ставшая во многом поворотной для современного искусства, на тот момент одной из первых включила в свою экспозицию раздел, посвященный кинофильмам на 16-миллиметровой пленке и видео. В нём демонстрировались, в частности, такие работы, как «Руки ловят свинец (пулю)» и «Руки связаны» (Ричард Серр), «Отдаленный контроль» (Вито Аккончи), «Войлочное ТВ» (Йозеф Бойс), «Один шаг» (Стенли Браун), «Муха» (Йоко Оно).
Основная стратегия создателей большинства арт-фильмов того времени состояла в том, чтобы заставить фильм или видео обратить взгляд на себя, внедрить в движущееся изображение саморефлексию, самоотображение. Считалось, что только таким образом можно оценить мощь самого прозрачного из всех средств выражения. Например, канадский художник Майкл Сноу в работе «De La» разместил камеру на конструкции с вращающейся ручкой. Камера могла снимать без перерыва, меняя угол съемки и скорость движения. Картина транслировалась на четыре монитора, расставленные вокруг конструкции. Вся инсталляция размещалась в комнате, по которой мог перемещаться зритель.
В 1973-1974 годах в продаже стали появляться ручные, доступные по цене видеокамеры. Это способствовало значительному развитию видео-арта. Впечатляющее число художников принялись снимать короткие видиофильмы, в которых высмеивались и пародировались приемы коммерческого телевидения и доминантной культуры в целом. В шестиминутном видео Ричарда Серра «Телевидение поставляет людей» (1973 г.), на мониторе появлялись вербальные сообщения, несущие парадоксальный социальный посыл: «Проект телевидения — это аудитория», «Телевидение поставляет людей рекламодателю», «Средства массовой коммуникации означают, что что средство способно поставить массы людей» и т.п. Другие художники выбирали более игровые и выразительные формы. Четверо художников и архитекторов — Чип Лорд, Хадсон Маркес, Дуг Майклз и Кертис Шреер, объединившиеся в группу «Муравьиная ферма» — затеяли публичные хеппенинги по поводу коммерческого ТВ. Например, в перформансе «Медиа-бум» (1972 г.) художники сложили штабель из телевизоров, в который врезался «Кадиллак» с установленной на нем видеокамерой.
Вуди и Штейна Васюлки.
|
Видео-арт.
|
Психо 24. Дуглас Гордон.
|