Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Обрезная гравюра


(по-немецки holzschnitt, по-английски woodcut)

Св. Христофор с младенцем (1476 г.) Вид ксилографии, выполняемой на досках продольного распила ножами, стамесками, долотами. Также называется обронной или продольной гравюрой. Материалом для обрезной гравюры служат мягкие породы дерева. Обычно художник рисовал на доске пером, а резчик-гравер удалял древесину вокруг штрихов изображения. Оттиски из серии "Апокалипсис" (1496-1498 г.) Альбрехта Дюрера являются прекрасным примером такого гравирования. Обрезной ксилографии присущи контрастные соотношения белого и чёрного, обобщенность рисунка, зачастую приобретающего повышенно эмоциональное звучание. Полученный отпечаток имеет заметный след годичных колец.

Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в технике обрезной гравюры на дереве, появились на рубеже XIV-XV веков. Они были религиозного содержания, что предопределило распространение этого «ремесла»: Бавария, Эльзас, провинции Священной Римской империи. Если сначала это были преимущественно религиозные изображения, то затем стали появляться сатирические листки, календари и азбуки.

Первая датированная ксилография называется «Св. Христофор» и выполнена она была в 1423 году. Около 1430 года появляются так называемые блочные книги, где текст и иллюстрация вырезались и печатались на одной доске, а с 1461 года ксилографии начали употребляться в качестве самостоятельных иллюстраций для печатных книг.

Обрезная гравюра режется на продольной доске с однородным по плотности слоем и достаточно твердой, чтобы не заминаться при печати. Обычно употребляют для этой цели грушу, яблоню, бук, клен, ольху, для тонких работ - пальму и самшит. В случаях, когда тиражность не имеет значения, можно резать на липе, березе, фанере.

На доску пером или кистью наносят какой-либо краской (сейчас обычно тушью) рисунок. Затем ножами различной формы и разных размеров обрезают все штрихи и пятна (поэтому этот вид гравюры и называют обрезной), углубляя поверхность доски со всех сторон элементов изображения.

Со свечой (С.Г. Чернышев, 1988 г.)Для этого, чтобы вырезать линию, нужно, таким образом, сделать с обеих сторон ее по два реза, один по границе линии наклонно от нее и другой - тоже наклонно, но навстречу первому, чтобы подрезать и вынуть продолговатый кусочек дерева, ограничивающий линию. Когда все штрихи обрезаны, то долотцами и круглыми стамесками выбирают оставшиеся пробельные места. На полученный таким образом рельеф валиком или тампоном наносят типографскую краску и притискивают бумагу вручную  или с помощью станка.

В современной гравюре на продольном дереве основным инструментом служат различные угловые или круглые стамески (штихели). В отличие от вышеописанного способа гравирования, где изображение формируется черным штрихом по белому фону, здесь наоборот - белым по черному. Такой вид гравюры правильно называть не обрезной, а продольной гравюрой на дереве. Иногда употребляют для этого вида ксилографии породы дерева с неоднородным слоем, например, ель или сосну. В этом случае используется фактура слоя и сучков для своеобразного эффекта.


Четыре всадника Апокалипсиса (А. Дюрер)
Четыре всадника
Апокалипсиса.
А. Дюрер.

Ноа-Ноа (П. Гоген, 1890-е г.)
Ноа-Ноа.
П. Гоген.
1890-е г.

Медведь с козою (18 в.)
Медведь с козою.
Русский лубок.
Обрезная гравюра. 18 в.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.