Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Сурб Саркис


(церковь Святого Сергия в Феодосии)

Сурб Саркис Армянская церковь святого Сергия (Сурб Саркис) в Феодосии, построена в 1330 г. Это один из древнейших сохранившихся армянских христианских храмов на крымской земле. Первое упоминание о нем мы находим в памятной исторической записи 1361 г. Это типичный пример классического армянского зодчества раннего средневековья. Рядом с церковью находится звонница, возведенная позже. Архитектура этого древнего храма отличается одновременно простотой и красотой. На его территорию вели древние, украшенные резьбой каменные ворота с рельефными розетками наверху и изящными зубчатыми карнизами. В плане здания лежит прямоугольник с выступом и полуциркульным сводом, перекрытый двухскатной крышей.

В наружные и внутренние стены вмурованы плиты с рельефными крестами, украшенными орнаментом — «хачкары». Хачкары устанавливали по случаю строительства деревни или моста, в честь победы над врагом, для увековечения имен павших воинов или погибших на чужбине. Хачкары часто служили своеобразными памятниками, устанавливавшимися в изножье у могильных плит. Многие плиты в храме — с посвятительными надписями на армянском языке о реставраторах, меценатах храма (в том числе и И.К. Айвазовском), часть их датирована. С большим мастерством армянские мастера-резчики выполнили эти надписи, имеющиеся и на портале храма. Особый интерес вызывает небольшая каменная плита с рельефным изображением Божией Матери с младенцем Иисусом (на сером фоне стены почти незаметен). Поражает это изображение пластичностью линий, мягкостью, выразительные глаза полны скорби, предчувствия тяжелых испытаний.

Внутри стены были покрыты зеленой краской, своды украшены рельефными шестиконечными звездами. Киевские реставраторы раскрыли два разновременных слоя росписей. Под зеленой краской — слой с орнаментальными медальонами, элементами персидского орнамента (похожие есть в Эчмиадзинском храме). Датируется этот слой приблизительно XVII в. На арке алтарной абсиды сходные узоры среднего слоя росписей с медальонами. Первый (нижний) слой фресок открыт в конце алтарной абсиды и на своде (датируется XIV—XV в.). В конце алтарной абсиды можно различить композицию «Деисус» («Моление»), в центре — Христос, а по бокам — Божия Матерь и Иоанн Креститель (неясные очертания). На своде — контуры пяти рельефных медальонов, закрашенных зеленой краской. Один расчищен, и можно различить изображение евангелиста с книгой в руке и нимбом, такие же изображения должны были быть и в следующих медальонах, а в центре — крест или Христос.

Портрет И.К. АйвазовскогоРаньше в церкви святого Сергия были три богато орнаментированные резные двери. Самые древние из них переданы в краеведческий музей. Ученые считают, что эти двери сделаны в Каффе пришлыми армянскими мастерами по образцам, хранившимся в древней армянской столице Ани. Над этими дверьми еще в 30-х годах XX в. была видна вмурованная ореховая доска с надписью о вторичном возобновлении храма в 1532 г.

В 1888 году церковь была реконструирована благодаря меценатам И.К. Айвазовскому и Берберову. Для И.К. Айвазовского храм Сурб Саркис был родным. Здесь художник был крещен в 1817 году, здесь он венчался со своей первой женой Ю.Я. Грефс, здесь же в 1900 году его отпевали. Согласно желанию Айвазовского, он был похоронен в ограде этого храма. Позже над склепом, где покоится прах художника, возвели мраморный саркофаг. Вторая жена Айвазовского, Анна Никитична, умершая в 1944 г., похоронена рядом с мужем.

Древний портал, переделанный в звонницу, стоит отдельно, а еще в 1858 г. на рисунке в альбоме де Вильнева он связан с храмом и служит входом в него. Этот древний портал интересен в архитектурно-художественном отношении. Стоит он несколько в стороне от храма. Крестовый свод, опираясь на четыре столба, смыкающихся в три стрельчатые арки, перекрывает вход в церковь. Над порталом нависает широкий карниз, лежащий на кронштейнах. Поля между кронштейнами заполнены орнаментированными четырехугольными плитками, под ними идет горизонтальный пояс рельефных розеток, спускающихся по столбам вниз.

Известный русский историк Михаил Погодин, видевший церковь в 1871 году, пишет, что внутри она была украшена фресковой живописью на евангельские сюжеты. И.К. Айвазовский для армянских церквей святого Сергия и святого Георгия написал иконы: «Хождение по водам» (1897 г.), «Богоматерь с младенцем», «Апостол Петр», «Апостол Павел», «Крещение», «Тайная вечеря», «Моление о чаше», «Молящийся воин». В настоящее время они находятся в Национальной картинной галерее имени И.К. Айвазовского (Феодосия).

Орнаменты колокольни церкви Сурб-Саркис в ФеодосииСурб Саркис в XIV—XVI в. была очагом армянской культуры и образования. В скриптории храма творили известные мастера-миниатюристы, философы и художники, поэты, историки: Симеон, Бабердеци, Степанос, Карнеци, Аветис, Аракел, Кристосатур, Авраменц (автор миниатюры в рукописи 1449 г.). Многие из этих рукописей хранятся в Национальной библиотеке Парижа, в библиотеке армянского Патриархата в Иерусалиме, в Вене (библиотека армянских мхитаристов). Летом 1968 г. А. Мнацаканян во дворе церкви нашел надгробную плиту над могилой Цахкарара с указанием года смерти — 1693 г. В 1686 г. во время эпидемии погибли жена и две дочери художника. Цахкарар заказал в их память крестный камень-хачкар, который сохранился на внутренней стене церковного притвора.

Здание храма Святого Саркиса служило местом хранения генуэзских, армянских и тюркских надгробных плит, ставших в ХХ веке основой лапидарной коллекции Краеведческого музея. В 1970 году при строительстве жилых домов была нарушена старая дренажная система, и в церковь Святого Сергия стали поступать грунтовые воды. В это же время погибла часть штукатурки с остатками фресковых росписей на евангельские темы. В связи с этим экспонаты лапидария были вывезены в основное здание Краеведческого музея.

После этого в церкви Святого Саркиса были проведены ремонтно-реставрационные работы: восстановлены каменный пол, крыша, покрытие портала, перекрытие притвора, расчищена от набела живопись. В настоящее время церковь святого Сергия проходит новую реконструкцию, по воскресным дням в храме проводятся богослужения, храм открыт для паломников, экскурсантов.

Колокольня церкви Сурб Саркис
Колокольня церкви
Сурб Саркис.

Могила И.К. Айвазовского
Могила И.К. Айвазовского.

Хачкар в стене храма
Хачкар в стене храма.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.