Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Сграффито


(от итал. sgraffito или graffito, то есть — «выцарапанный»)

Двухцветное сграффито (Чехия) Один из видов монументально-декоративной живописи. Техника выполнения состоит в процарапывании поверхностного тонкого слоя штукатурки, чтобы обнажить нижний слой, который отличается по цвету от верхнего. Сграффито относится к традиционным техникам росписи. Изображение, выполненное в технике сграффито, четкое, без полутонов, но имеющее выраженный рельеф.

Это особая, сложная фресковая живопись, выполненная по специальной технологии. Стена здания, на которой будет выполнена роспись, тщательно покрывается черным грунтом. Затем снова грунтуется, только уже белым материалом. После такой процедуры начинается непосредственно работа с рисунком: он выскабливается по белому грунту до черного.

В результате – невероятно эксклюзивный рисунок, который очень подходит для оформления помещений в деловом и классическом стиле. Для получения многоцветного сграффито на стену наносят несколько отличающихся по цвету слоёв штукатурки (штукатурку окрашивают разными пигментами), затем штукатурку соскребают на разную глубину, чтобы обнажить слой с нужным цветом.

Первобытный человек выцарапал осколком камня на стене пещеры примитивный рисунок. Это не что иное, как один из самых древних видов сграффито. Известны рисунки, выполненные просто пальцем по влажному слою глины, нанесенному на стену пещеры. Этот способ стенописи — тоже сграффито. В древние времена сграффито использовали в керамике при изготовлении архаических ваз Этрурии и Греции. Выцарапанные рисунки можно встретить на керамических изделиях древних народов Латинской Америки — инков и майя.

Сграффито на доме в ПрагеВ 15 – 17 веках сграффито начали использовать в Италии для украшения стен. Именно так, благодаря прочности данной техники, украшались фасады зданий. Благодаря сравнительной простоте технических приемов и высокой прочности сграффито в скором времени распространилось во многих других странах Европы. Знали и удачно применяли сграффито мастера Древней Руси. Сграффито применяли и в советском декоративном искусстве. Примером удачного использования сграффито в современной архитектуре может служить Дворец пионеров и школьников в Москве.

Сегодня этот вид фресок не менее популярен. А благодаря доступности материалов и большому количеству грамотных специалистов, декорирование перестает быть роскошью и превращается в дело хорошего тона. Красивый и, что очень важно, эксклюзивный рисунок на стене жилой комнаты или офиса с каждым днем становится все более доступным для большинства людей. Сграффито применяется в интерьерах, дизайн которых требует строгости линий, отсутствия полутонов и строгости силуэтов. Благодаря прочности этой технологии, сграффито часто применяют для декора фасадов здания.

Порядок выполнения сграффито.

Сорочинская ярмарка (А. Хохрякова, 2002 г.)Для того чтобы сграффито получилось правильным, необходимо знать из чего готовится раствор. Важно соединить связующую гашеную известь, наполнители, которые часто представлены речным или кварцевым песком, мраморной пылью, древесным углем. В качестве красителей используются гуашь, темпера. Важно, чтобы пигменты были устойчивыми к щелочи. Такими являются жженая кость, дающая черный цвет, окись хрома, которая придает зелёный оттенок. Популярны охра, отличающаяся коричневым цветом, синий кобальт или красный кадмий. Если в качестве красителя применяется глина, то ее высушенные куски нужно растолочь в ступке, а потом просеивать через сито. После того, как цвета выбраны, необходимо замешать растворы в неглубоких деревянных ящиках. Это важно, чтобы получить однородную массу. При перемешивании ингредиентов следует малыми порциями подливать воду. Раствор должен походить на густое тесто.

Создать штукатурку несложно. Труднее нанести ее на стену. Этого и не нужно делать, если вы новичок. Лучше всего потренироваться на куске фанеры или на деревянном полотне. Когда сомнений не остается, и вы уверены в своих возможностях, можно начать рисовать на стене. Для этого рабочую поверхность нужно смочить водой.

Наносить слой грунта можно, когда вода немного впитается. В качестве грунта чаще всего используется смесь из гашеной извести и песка. Далее, на сухой грунт с помощью мастерка наносится цветной раствор, который выравнивается и затирается деревянной теркой. Через 20 минут наносится следующий цветной слой, если он необходим.

Первый цветной слой для сграффито обычно составляет 7 мм. в ширину. Последующие должны быть меньше — 3 мм. При увеличении количества цветных слоев ширину надо доводить до 1 мм. Царапать изображение на штукатурке сложно, особенно, если она многослойная. Это требует сноровки и мастерства. В конце концов, каждый хозяин квартиры или дома хочет, чтобы изображение было нанесено один раз и надолго. Неверная техника работы может испортить картину, и она будет радовать глаз короткое время. Если вы не желаете прибегать к услугам профессионалов, то потренируйтесь сначала на «черновике».

Портрет К.Э. Циолковского (1967 г.)
Портрет
К.Э. Циолковского.
Б. Тальберг. 1967 г.

Одиссей и Каллипсо (Е. Киселева)
Одиссей и Каллипсо.
Е. Киселева.

Сон (А. Хохрякова)
Сон. А. Хохрякова.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.