Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Оранта


(от латинского orans - молящийся)

Оранта Один из основных типов изображений Богоматери, представляющий её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.

Подобная поза молитвы известна ещё с ветхозаветных времен. Ещё в римских катакомбах встречаются первые изображения Богородицы-Оранты (без младенца). В послеиконоборческий период данная иконографическая форма находит своё наибольшее распространение. В церкви Неа в Константинополе, сооружённой при Василии I в период с 867 по 886 г. было изображение Оранты в конхе апсиды. С того времени верхний регистр росписей апсиды становится традиционным местом для фрескового или мозаичного изображения Богородицы Оранты.

В 9-13 в. в монументальной живописи Оранта изображается и на иконах Византии и Древней Руси. Одно из самых известных мозаичных изображений Богородицы Оранты находится в Киеве в апсиде Софийского Собора, высота фигуры 5 м. 45 см., другое название этой мозаики «Нерушимая Стена».

Величественность и монументальность - вот что отличает Богородицу Оранту от других способов написания её образа. В иконописи самостоятельные росписи Богородицы Оранты без Младенца встречаются крайне редко. Этот образ входит в состав сложных композиций, например, в иконографии праздников Вознесения и Покрова.

В Византии и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем на руках, при этом Младенец изображался в круглом медальоне, либо полупрозрачным на уровне груди Богородицы. В русской церковной традиции данный тип иконографии получил название – Знамение. Знамение - это воплощение образа Благовещания и предзнаменование Рождества и последующих за ним евангелийских событий, вплоть до Второго Пришествия.

В иконографии Знамения на иконах Оранта могла изображаться в полный рост, как, например, на Ярославской Оранте или Мирожской иконе, либо по пояс, как на Новгородском Знамении или Курско-Куренной иконе. Развитием иконографии Знамения стала, например, такая икона, как Неупиваемая Чаша.

В позе Оранты изображались также и другие святые.

Икона Оранта
Икона Оранта.
Флорентийская
мозаика.

Оранта XV-XVI в.
Богоматерь Оранта
XV-XVI в.

Мозаика Софийского собора в Киеве
Богоматерь Оранта.
Стена Нерушимая.
Мозаика Софийского
собора в Киеве.
1040-е г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.