Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Строгий стиль

Атлас, приносящий Гераклу яблоки Гесперид 1) Условное название периода развития искусства Древней Греции в первой половине 5 века до н. э., относящегося к раннеклассическому. Термин применяется в современном искусствоведении главным образом в отношении вазописи Древней Греции, где его черты (строгость композиции многофигурных стенок сосудов, чёткая монументальность, естественность трехмерных изображений) проявились уже в последней четверти 6 века до н. э. совместно с развитием краснофигурной техники. Этот стиль отмечен разрушением канонических форм искусства архаики и переходом к более широкому словарю, характерному для классики конца V столетия.

Для скульптуры того периода свойственно стремление к преодолению архаической условности форм, более реалистичному отображению человеческой фигуры, её движений, очертаний и спокойного величия (например, метопы и скульптурные фронтоны храма Зевса в Олимпии). Этот стиль был распространен во многих городах греческого мира и представлен различными видами: круглыми скульптурами из бронзы, стелами и рельефами. Архитектуре, в которой отразились архаические отголоски, присуще многообразие форм, суровость и героизация внешнего вида храма (храм Посейдона в Пестуме, вторая четверть 5 века до н. э.). Художественные искания этапа "строгого стиля" подготовили расцвет древнегреческого искусства эпохи высокой классики (середина V в. до н.э.).

Для строгого стиля нет принятой хронологии, датировка скульптуры началом V века до н.э. приблизительна, и, следовательно, его первое появление предположительно относится к периоду с 525 по 480 год до н.э. Единственным исключением из общего правила является скульптурная группа "Тираноубийцы", созданная Критием и Несиотом и датируемая 477 г. до н.э. Она представляет собой копию бронзового изделия, изготовленного Антенором в 514 г., чтобы почтить убийц тирана Гиппарха.

Этот экспонат, теперь известный только по римским копиям, сохраняет положения тел и черты лица, схожие с архаикой, объединяя их с новым восприятием многогранности точек обзора, ощущения материала и строения человеческого тела. Все это выделяет скульптурную группу как одну из нескольких переходных работ. Другая подобная работа — "Мальчик Крития" — относится к 480 г. до н.э.; в этой скульптуре распределение веса на одну ногу, опущенное правое бедро и наклон головы и плеч отличаются от поздней архаики и представляют собой шаг к большему натурализму и индивидуализации в классике.

Храм Посейдона в Пестуме2) Историческое и художественно-стилистическое понятие, относящееся к хоровой полифонической музыке эпохи Ренессанса (XV—XVI в.). В этом смысле термин используется главным образом в русской классическом музыковедении. Понятие строгого стиля охватывает широкий круг явлений и не имеет ясно очерченных границ: оно относится к творчеству композиторов разных европейских школ, прежде всего — к нидерландской, римской, а также венецианской, испанской; в область строгого стиля входит музыка французских, немецких, английских, чешских, польских композиторов.

Строгим стилем также называют стиль полифонического произведения для хора а капелла, развивавшийся в профессиональных жанрах церковной (главным образом католической) и в значительно меньшей мере светской музыки. Важнейшими и наиболее крупными среди жанров строгого стиля были месса (первая в европейской музыке значительная циклическая форма) и мотет (на духовные и светские тексты); во множестве сочинялись духовные и светские полифонические песни, мадригалы (часто на лирические тексты).

Эпоха строгого стиля выдвинула многих выдающихся мастеров, среди которых особое положение занимают Жоскен Депре, О. Лассо и Палестрина. Творчество этих композиторов обобщает эстетические и историко-стилистические тенденции музыкального искусства своего времени, и их наследие рассматривается в истории музыки как классика эпохи строгого стиля. Итог развития целой исторической эпохитворчество Жоскена Депре, Лассо и Палестрины, знаменует первый расцвет искусства полифонии (творчество И С. Баха является его второй кульминацией уже в пределах свободного стиля).

Статуя возничего из Дельф (строгий стиль)
Статуя возничего
из Дельф.
Строгий стиль.

Мальчик Крития
Мальчик
Крития
(стоящий
юноша).

Тираноубийцы (Критий и Несиот)
Тираноубийцы.
Критий и Несиот.
477 г. до н.э.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.