Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Латемская школа


(от названия деревни Синт-Мартенс-Латем)

Весна в Этихове (В. де Саделер)Сообщество живописцев из Бельгии, работавших и разместившихся в деревне Синт-Мартенс-Латем, находящейся возле Гента. "1-я латемская группа" сложилась в 1898—1899 годах; для творчества её мастеров (скульптор Жорж Минне, живописцы Валериус де Саделер, Густав ван де Вустейне), ярчайших представителей символизма и стиля "модерн", присущи приверженность к сельской Фландрии и старинной живописной традиции Нидерланд, ностальгия за партриархальной стариной, стилизация и символический мистицизм, ноты поэтического пессимизма.

В основу их творчества была положена идея о приоритете «высшего» духовного мира над реальностью. Преодолевая импрессионистические веяния, эти мастера старались отойти «от поверхности явлений», «выразить духовную красоту вещей». «Латемцы» обращались к национальным изобразительным традициям, к голландским примитивам 14—16 в., но в своем творчестве, наиболее полно выразившем идеи символизма и затем развивавшемся под знаком все более усиливавшегося экспрессионизма, они были, по существу, весьма далеки от тех традиций, на которые они ссылались. И в строгих, красивых пейзажах Валериуса де Саделера (1867—1914 г.) и в пронизанных мистикой работах младшего члена группы — Густава ван де Вустейне (1881—1947 г.) — нет места для образа человека.

Глава «1-й латемской группы» представитель символизма и «модерна» в бельгийском искусстве, Жорж Минне, обращался к традициям средневековой скульптуры; подчёркивая напряжённую духовность своих образов, придавая изломанность формам, предвосхитил появление бельгийского экспрессионизма («Мать, оплакивающая своего ребёнка», бронза, 1886 г., Музей современного искусства, Брюссель). В дальнейшем пластика Минне носит более текучий и обобщённый характер. Минне — автор реалистических портретов рабочих. Свойственный Минне мистицизм сильнее всего проявился в ряде поздних рисунков на религиозные темы.

Порт в Остенде (К. Пермеке, 1921 г.)В начале 20-х г. была создана «2-я латемская группа», работавшая под влиянием экспрессионизма, хотя сам экспрессионизм в Бельгии, связанный с трагическими событиями первой мировой войны, принимает особую окраску. Главой этого направления был Констан Пермеке (1886—1952 г.). В больших, широко написанных полотнах этого мастера привычные для бельгийского искусства сюжеты — земля, море, образы крестьян — окрашиваются в тона трагизма и глубокого душевного смятения. Сквозь всю нарочитость деформации, подчеркнутость духовной ограниченности и грубости крестьянских образов Пермеке пробивается его симпатия и сочувствие к людям, которые позволяли художнику создать эмоционально впечатляющие образы. Мрачноватый, глухой колорит, невнятность действия, неподвижность человеческих характеров передают настроение скорбных предчувствий и безысходности.

Гюстав де Смет (1877—1943 г.) и Жан Брюссельманс (1884—1953 г.) по-своему перерабатывали принципы экспрессионизма, первый — упрощая формы и придавая большое значение композиционной стройности своих картин, второй — повышая и доводя до пронзительной силы цветовой строй своих пейзажей. Интерес к цвету как носителю эмоционального воздействия в живописи связывал Брюссельманса с группой «Брабантских фовистов», к которой примыкали Р. Ваутсрс, Э. Тайтгат, Ф. Кокс. Особую ценность представляет искусство Рика Ваутерса (1882—1916 г.). Увлечение яркой декоративностью цветовых сочетаний не заслоняет для этого художника психологических качеств его моделей; в противоположность французским фовистам Ваутерс ищет пластику, объемность вещей — таковы его «Урок» (1912 г.; Брюссель, Музей изящных искусств), окрашенный драматизмом поздний «Автопортрет с черной повязкой» (1915 г.; Антверпен, собрание Л. ван Богарт), «Неле в красном» (1915 г.; частное собрание).

Фонтан коленопреклонённых (Ж. Минне)
Фонтан
коленопреклонённых.
Ж. Минне. 1897 г.

Фуга (Густав ван де Вустейне)
Фуга. Густав ван де Вустейне.

Обрученные (К. Пермеке, 1923 г.)
Обрученные.
К. Пермеке. 1923 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.