Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Подлаковые загрязнения

Святой Иосиф (Р. Карриера) Загрязнение и/или пожелтение от времени покровного лака, меняющее колорит живописи. Лаковые защитные покрытия красочного слоя со временем изменяются. Во-первых, все масла и смолы, использовавшиеся для таких покрытий, постепенно приобретают желто-коричневый оттенок, что меняет колорит произведения живописи. Во-вторых, неравномерно нанесенное лаковое покрытие в местах утолщений слоя может, как уже говорилось, деформироваться — собраться узлами или растрескаться. В-третьих, лаковая пленка может кристаллизоваться и потерять прозрачность — помутнеть или побелеть.

При реставрации картин, лак чаще всего необходимо удалять. Прежде чем приступить к удалению пленки покровного лака, нужно внимательно изучить ее, сделать описание, картограммы, осуществить фотофиксацию — и только после этого решать вопрос о методе и предпочтительных материалах реставрационного процесса.

Примерный план работы может выглядеть так:

  1. осмотр и описание характера лаковой пленки; обследование поверхности пленки на ее люминесценцию в УФ лучах,
  2. взятие пробы для определения состава пленки посредством химических исследований (при возможности),
  3. подбор средств для удаления или утоньшения лакового покрова на ограниченном участке.

Что же касается полного удаления лакового покрова, т.е. удаление его на всю толщину, то этого следует избегать, поскольку растворителями почти неизбежно затрагиваются верхний слой масляной живописи и особенно лессировки.

Утоньшение лакового покрытия проводится в следующих случаях:

  • лаковое покрытие изменило цвет — покоричневело;
  • между слоями первоначального лака и последующими покрытиями имеются частичные красочные записи, поздние реставрационные прописи;
  • под лаковыми покрытиями заметны старые «смытости» — нарушения целостности живописи с обнажением слоя грунта;
  • лаковое покрытие неравномерно: потертости, потеки лака, сгустки (шагренизация);
  • лаковое покрытие неравномерно удалено при предыдущей реставрации и сгустки лака оставлены в углублениях фактурных мазков живописи, углублениях красочного слоя и грунта, между нитями очень фактурного холста.

Удаление лака или части его слоя проводятся как правило, в два приема: первый — размягчение лакового слоя, второй — его удаление.

Для размягчения лака на поверхность его наносят жидкий состав, реже — сгущенный за счет добавки, превращающей этот состав в пасту. Растворитель наносят кистью, особенно когда поверхность красочного слоя рельефная, фактурная, и тампоном — когда ровная, гладкая. Компресс ставят, если слой лака размягчается медленно. Удаление лакового покрова после его размягчения осуществляют мягкой упругой кистью, особенно при фактурной поверхности, с поверхности же преимущественно гладкой размягченный лак стирают увлажненным ватным тампоном.

Остатки размягченного лака из глубоких небольших впадин удаляют дополнительно, делают «довыборку» с помощью очень маленьких тампонов из ваты, накрученной на заостренный черенок кисти. Реже остатки выбирают кончиком медицинского скальпеля. Кисть или тампон смачивают составом из смеси скипидара или пинена с отбеленным маслом (льняным, маковым и т.д.), для того чтобы размягченный лак не затвердел при испарении растворителей.

В тех случаях, когда лаковый покров сам по себе очень неровен, собран сгустками, «узлами», а размягчение его требует длительного времени, сгустки эти следует предварительно утоньшить, чтобы до постановки компресса слой лака был более или менее одинаковой толщины. Выравнивание осуществляется механическим путем — осторожным соскабливанием каждого бугорка, если площадь неровностей невелика, а сгустки крупные. При незначительных размерах каждого узелка и обширной площади пятна из сгустков можно, имея определенный навык, проводить шлифовку выпуклостей тонкой (№ 00-0) наждачной бумагой, тыльной стороной прижатой к пробке. Вместо наждачной бумаги иногда пользуются пемзовым камнем. Выровненный таким образом участок обычно обнаруживает микротрещины, через которые растворитель быстрее воздействует на лак и проникает к поверхности красочного слоя, однако воздействие такое бывает неравномерным. Чтобы предотвратить это, обработанный механическим способом участок лакового слоя протирают слабым раствором лака (например, 10 частей пинена на 1 часть лака) или составом из пинена — опытным путем, в зависимости от состава лакового покрытия и степени его хрупкости.

Процесс реставрации лакового покрытия по времени занимает промежуточное положение между удалением поверхностных загрязнений и удалением записей: ведь при подновлениях и реставрациях вся поверхность красочного слоя или отдельные его участки неоднократно перекрывались лаком.

Вакханка (Лука Феррари)
Вакханка.
Лука Феррари.

Богоматерь Владимирская
Богоматерь
Владимирская.





A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.