Фарфор
(по-турецки farfur, от персидского fegfur — титул китайского императора)
Керамические изделия (посуда, вазы, статуэтки, архитектурные детали, изоляторы, химическая аппаратура и т.д.), получаемые спеканием фарфоровой массы (из пластичной огнеупорной глины, каолина, полевого шпата, кварца); имеют спекшийся, водонепроницаемый, белый, звонкий, просвечивающий в тонком слое черепок без пор. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.
Фарфор делится по составу фарфоровой массы на твёрдый и мягкий. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому более велика опасность деформации заготовки при обжиге.
Фарфор впервые был получен в 620 г. в Китае. В Европу с эпохи Великих географических открытий фарфор привозила голландская Ост-Индская компания; в России первые фарфоровые изделия появились со 2-й половины XVI в. Но до XVIII в. открыть "китайский секрет" в Европе не удавалось; китайские и японские изделия ценились буквально на вес золота, им приписывали чудодейственные свойства и даже черепки разбитых вещей оправляли в драгоценные металлы и носили как украшение. Под впечатлением от фарфора, отчаявшись постигнуть китайский секрет, голландцы подражали фарфору в фаянсе, венецианцы создали молочное стекло.
С конца XVI в. в Италии, а с конца XVII в. и во Франции выделывали так называемый "мягкий фарфор" без каолина ("фарфор Медичи", фарфор мануфактур в Руане, Сен-Клу, Меннеси, Шантийи, Венсенне, Севре, украшенный лепными цветами с яркой росписью). Европейский интерес к фарфору, в свою очередь, проявился в Китае: китайцы, оценив европейские вкусы, делали для Европы "Ост-Индский фарфор", расписанный сценами, взятыми из европейских гравюр. Иметь "порцеллиновую" (фарфоровую) комнату с китайскими редкостями было гордостью владетелей и вельмож. В России первый известный (и сохранившийся) фарфоровый кабинет был устроен во дворце Монплезир в Петергофе (около 1720 г., архитектор И. Браунштейн).
Иоганн Фридрих Бёттгер (1682—1719 г.) начал проводить опыты по созданию фарфора, которые в 1707—1708 году привели к созданию тонкой керамики — красного или яшмового фарфора. Однако, настоящий фарфор ещё только предстояло открыть. Химии как науки в её современном понимании ещё не существовало. Ни в Китае или Японии, ни в Европе сырьё для производства керамики ещё не могли определить с точки зрения химического состава. То же касалось использовавшейся технологии. Процесс производства фарфора был тщательно задокументирован в записках о путешествиях миссионеров и купцов, но из этих отчётов не могли быть выведены использовавшиеся технологические процессы.
Понимание основного принципа, лежащего в основе процесса производства фарфора, а именно необходимости обжига смеси различных видов почвы, — тех, которые легко сплавляются, и тех, что сплавляются сложнее, — возникло в результате долгих систематических экспериментов, основанных на опыте и знании геологических, металлургических и «алхимико-химических» взаимоотношений. Считается, что эксперименты по созданию белого фарфора шли одновременно с опытами по созданию красного фарфора, поскольку всего два года спустя, в 1709 или 1710 году, белый фарфор был уже более или менее готов к изготовлению.
Необходимо заметить, что китайский фарфор, с современной точки зрения, — мягкий фарфор, поскольку в его состав входит существенно меньше каолина, чем в твёрдый европейский фарфор, он также обжигается при более низкой температуре и менее прочен. Вместе с Беттгером над созданием твёрдого европейского фарфора трудились эксперты и учёные различных специальностей. Европейский твёрдый фарфор был абсолютно новым продуктом в области керамики.
Первые образцы фарфора, прошедшие обжиг в июле 1708 года, были неглазурованными. К марту 1709 года Бёттгер решил эту проблему, но покрытые глазурью образцы фарфора он представил королю только в 1710 году. В 1710 году на пасхальной ярмарке в Лейпциге была представлена пригодная для продажи посуда из «яшмового фарфора», а также образцы глазурованного и неглазурованного белого фарфора. Каждая страна Европы самостоятельно, открывала рецепт фарфора. Вслед за мейсенским появляется венский фарфор (с 1717—1718 г.), затем секрет фарфора открывают по всей Европе.
С эпохой классицизма связана слава берлинского (с 1751 г.) и французского фарфора во Франции, где довольно поздно открыли месторождения каолина, "твердый фарфор" стали выпускать только с последней трети XVIII в.; севрская мануфактура производила не только расписанную посуду, вазы, но и скульптуру из бисквита по моделям Ф. Буше, Э. Фальконе и других. Большую известность получил так называемый "костяной фарфор" - разновидность мягкого сорта фарфора с добавкой пережжённой кости, который производился в Англии с середины 18 века.
В России секрет производства твёрдого фарфора был заново открыт сподвижником Ломоносова Д. И. Виноградовым в конце 1740-х г. Мануфактура в Санкт-Петербурге, где он работал, со временем превратилась в Императорский фарфоровый завод, более известный в СССР под аббревиатурой ЛФЗ. Рокайльные изделия русского фарфора единичны, расцвет производства приходится на эпоху классицизма. С конца XVIII в. на заводе работали выпускники Петербургской АХ и иностранные мастера. Получили широкую известность сервизы, вазы, скульптура. В XVIII—XIX в. появились частные заводы: Ф. Гарднера (ныне Дмитровский фарфоровый завод) в с. Вербилки Московской губернии; князя Н. Юсупова (1814—1831 г.) в его усадьбе Архангельском; известный своими жанровыми скульптурами народного быта и "трактирной" посудой завод А. Попова в с. Горбуново Московской губернии (1806 г., Попову принадлежал с 1811 г.); С. Батенина в Петербурге (1812—1839 г.).
Фарфоровая ваза из коллекции китайского фарфора эпохи династии Цин.
|
Тарелка с портретом императора Петра I. Мейсен. 1910 г.
|
Фарфоровый сервиз "Версаль".
|