Венециановская школа
(по фамилии основателя А.Г. Венецианова)
Группа российских живописцев 2-й четверти 19 века, учеников выдающегося русского художника Алексея Гавриловича Венецианова, преподававшего в Петербурге и деревне Сафонково Тверской губернии. Начало педагогической деятельности Венецианова относится к рубежу 1810—1820-х г. Учеников из числа разночинцев и крепостных крестьян художник обучал по частной инициативе; Петербургская академия художеств не предоставила ему официального права преподавания.
Венецианов был одним из основоположников русской реалистической школы в живописи, рисунке и литографии, причем одна из крупнейших заслуг художника заключается в разработке и систематическом применении методики преподавания реалистического рисунка. Искусство венециановской школы не было повторением или даже развитием принципов, заложенных в искусстве Венецианова. Его творчество сочетало искреннее и простодушное восприятие повседневной жизни начала XIX в. с поэтической идеальностью фигур в духе Высокого классицизма (ампира). Как педагог Венецианов избегал идеализации, характерной для его жанровых картин, и сосредоточивал внимание своих учеников на точном и тщательном изображении русской сельской жизни и природы.
Любовное, внимательное отношение к простым будничным особенностям деревенского быта придавало работам «венециановцев» тонкое лирическое ощущение повседневного быта, неприукрашенной природы, мира домашнего покоя и уюта. Этими чертами искусство венециановской школы сближалось с демократическим движением в немецкой, австрийской, словенской художественных школах, которое известно под названием «бидермайер».
В отличие от типичных для «бидермайера» образов произведения школы Венецианова отменены последовательным отходом от классицизма и академической методики и ориентацией на непосредственное изучение натуры. При этом, однако, Венецианов сохранял копирование образцов рисунка и рисование с гипсов, посылал своих учеников заниматься в академические классы.
Следуя принципам учителя, мастера Венециановской школы изображали жизнь демократических кругов общества («Матросы в сапожной мастерской» А.Г. Денисова, 1832 г., Русский музей, Ленинград), писали городские и сельские пейзажи («Рыбаки. Вид на озеро Молдино» Г.В. Сороки, 1840-е г., Русский музей), интерьеры («Мастерская А.Г. Венецианова» А.А. Алексеева, 1827 г., Русский музей), натюрморты («Отражение в зеркале» Г.В. Сороки, 1840-е г., Русский музей).
Произведения Венециановской школы отмечены поэтической непосредственностью воплощения окружающей жизни. С середины 1830-х г. творчество некоторых художников Венециановской школы под влиянием академического искусства, в частности К.П. Брюллова, теряет демократический и интимный характер, приобретая черты внешней эффектности и натурализма (портрет Н.В. Сокуровой работы С.К. Зарянко, 1854 г., Русский музей).
Из Венециановскои школы вышли мастера портретной, пейзажной, жанровой, интерьерной живописи А.А. Алексеев (1811-1878 г.). Н.С. Крылов (1802-1831 г.), Е.Ф. Крендовский (1810—1870-е г.), К.А. Зеленцов (1790-1845 г.), Л.К. Плахов (1810-1881 г.), Г.В. Сорока (1823-1864 г.), А.В. Тыранов (1808-1859 г.), А.Л. Мокрицкий (1810-1870 г.), С.К. Зарянко (1818-1870 г.) и целый ряд других значительных художников. Творчество художников Венециановской школы представляет значительный этап в становлении реализма в русском искусстве 1-й половины 19 века.
Матросы в сапожной мастерской. А.Г. Денисов. 1832 г.
|
Итальянка. А.В. Тыранов.
|
Отражение в зеркале. Г.В. Сорока. 1850-е г.
|