Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Сфумато


(от итал. sfumato — затушёванный, буквально – развеявшийся словно дым)

Пьета (А. дель Сарто) Приём в живописи Возрождения, который обозначает смягчение контуров изображаемых фигур, предметов, а также в целом светотеневой моделировки, которое даёт возможность изобразить обволакивающий их воздух. Представляет собой важнейшее средство ренессансной пластической нюансировки, едва уловимую дымку, окутывающую лицо и фигуру, смягчающую контуры и тени.

Наложенные в манере сфумато цвета как бы растворяются друг в друге, не образуя четких границ и производя эффект туманной дымки. Приём сфумато, как самая важная составляющая воздушной перспективы, был изобретён и теоретически обоснован Леонардо да Винчи; он продемонстрировал блестящие возможности тонких градаций света и тени в своей знаменитой картине Мона Лиза (Джоконда).


Мадонна в гроте (Л. да Винчи)
Мадонна в гроте.
Л. да Винчи.

Фотография с эффектом сфумато
Фотография с эффектом сфумато.

Джоконда (Л. да Винчи, фрагмент)
Джоконда.
Л. да Винчи. Фрагмент.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.