Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Архитектура эпохи «Русского Барокко»

Здание архитекторов А. Квасова, С. Чевакинского, В. РастреллиБарочный характер церквей в Дубровицах и в Перове несомненен. Тектоническая образность этих памятников, несмотря на внешнюю схожесть их типа с „нарышкинскими" храмами, строится на совершенно иных и причем прямо противоположных принципах. Таким образом, восьмерик перовской церкви можно назвать по-европейски октаконхом (от греч. octo — «восемь» и konche — «воронка») — тип центрического здания с восемью полукруглыми выступами (эдикулами), который включается в круг зданий ротондального типа. Центрический тип церквей: ротонд, октагонов (восьмигранных в плане) и октаконхов, их распространение в странах Восточной Европы связывают с воздействием итальянской и южногерманской архитектуры и иногда расценивают в качестве свидетельства сопротивления и традиционному православию, и католичеству, котоpoe ассоциируется в архитектуре с базикальным типом церкви и стилем иезуитов.

Примечательно, что в России центрические интерьеры барочного типа, в том числе и в дубровицкой церкви, позднее переоборудовали: закрывали все двери, кроме западной, а восточную часть перегораживали стенкой иконостаса, тем самым уничтожая барочность пространства и приближая его характер к базиликальному типу в православной редакции.

Архитектура «петровского барокко» первой четверти XVIII в. (1703-1725) также не является барочной в полном смысле этого слова. Она ориентирована в основном на северные: прибалтийские, северогерманские, голландские, датские и английские прототипы. Итальянский компонент стиля «петровского барокко» даже в творчестве Д. Трезини выявлен не столь определенно. Пятилетнее пребывание в Петербурге (1718-1723) итальянского архитектора Н. Микетти и десятилетнее (1717-1727) Г. Кьявери оказалось недостаточным для того, чтобы на невских берегах расцвело подлинное Барокко.

В живописи сильны были традиции парсуны и строгановских икон. Повествовательные композиции икон XVII в. с множеством житийных клейм также не имеют отношения к стилю Барокко. Однако в скульптуре, где «новое искусство создавалось практически на пустом месте», Б. К. Растрелли Старший «знакомил русских с подлинным стилем Барокко». Согласно одной из концепций, стиль «петровского барокко» связывают не с барочными, а с ренессансными тенденциями в развитии русской культуры и считают просветительским по содержанию и маньеристским (или позднеренессансным) по формам. Здание архитекторов С. И. Чевакинского, Ж. Б. М. Валлен-Деламотова

Об этом свидетельствует, в частности, pacпространение центрических построек, связанных с идеями Классицизма. Так, водовзводная башня Мюнцтурм (нем. Munzturm — «Башня монетного двора»), построенная Л. Шлютером в Берлине и разобранная в 1706 г. из-за технических просчетов, стала прообразом башни Кунсткамеры в Петербурге и знаменитой колокольни в Троице-Сергиевой лавре.

Благодаря творчеству архитекторов Ф. Б. Растрелли Младшего, С. И. Чевакинского в Петербурге и Д. В. Ухтомского в Москве к середине XVIII в. стилистические принципы западноевропейского Барокко и русского «ренессанс-маньеризма» значительно понизились, было ликвидировано отставание русского искусства от западноевропейского и стал формироваться оригинальный художественный стиль, национальный по духу, но с элементами классицистического художественного мышления.


Чевакинский Савва Иванович
Чевакинский С.И.

Никольский морской собор. Архитектор С. И. Чевакинский
Никольский морской собор.
Архитектор
С. И. Чевакинский.

Здание в стиле Барокко, Архитектор Чевакинский С. И
Здание в стиле Барокко.
Архитектор
Чевакинский С. И.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.