Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Акант


(от латинского acanthus - медвежья лапа)

Коринфская капитель 1) Род травянистых растений, реже кустарников семейства акантовых. Листья большей частью в виде розетки, очень крупные, простые, чаще перистораздельные или перисторассечённые, по краям — выемчато-колючезубчатые. Цветки в густом верхушечном колосе большей частью белые, красные или голубоватые; прицветники крупные, колючезубчатые. Известно около 40 видов в тёплом поясе Азии, Африки и в Средиземноморье. Форма листьев Acanthus molis, Acanthus spinosus и Acanthus syriacus лежит в основе орнамента коринфских и композитных капителей, модульонов, акротериев, а часто также и орнаментации фризов и карнизов.

2) Декоративный орнамент, характерный для искусства античности. Восходит к рисунку листа аканта - травянистого растения. Кант, возникший в античном искусстве, лежит в основе орнамента или предопределяет конфигурацию коринфских и композитных капителей, модульонов, акротериев; акантовый орнамент характерен также для декора фризов и карнизов.

Так же акантом обозначают декоративный мотив, основанный на форме листьев одноименного растения, распространенного на территории Средиземноморья. Использовался в архитектуре, скульптуре и живописи античного и христианского мира на протяжении средневековья, особенно в капителях коринфского ордера раннехристианского и византийского времени, часто имел символический смысл: дарованный Спасителем образ вечной жизни будущего века, пребывания в раю. В памятниках V-VI в. форма листьев аканта была стилизована, приобрела орнаментальную структуру и включалась в скульптурные капители с глубоким сквозным сверлением (церкви св. Полиевкта, мучеников Сергия и Вакха, Св. Софии в Константинополе). Впоследствии акант вошел в декор импостных капителей, архитравов и архивольтов, а также алтарных преград (церковь Богородицы в монастыре Осиос Лукас в Фокиде (Греция), середина Х в.). В византийском, романском и древнерусском искусстве акант часто был составным элементом изображения процветшего креста. Таковы кресты на многих армянск их хачкарах, на Корсунских вратах Софийского собора в Новгороде XI-XII в. Ярким примером использования аканта в живописи как райского символа являются мозаики свода вимы церкви Сан-Витале в Раве.

Мозаика базилики Сан-Клементе
Акант.
Мозаика базилики
Сан-Клементе в Риме
XII в.

Намет из листьев аканта
Намет из листьев аканта.

Акант
Акант.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.