Витрувианский человек
(от имени римского архитектора Витрувия (Vitruvius))
Знаменитый рисунок, сопровождаемый пояснительными надписями, выполненный Леонардо да Винчи примерно в 1490 году и помещенный в одном из его журналов. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведенными руками и сведенными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют каноническими пропорциями.
Рисунок написан пером, чернилами и акварелью с помощью металлического карандаша, размеры рисунка 34,3/24,5 сантиметра. В настоящее время находится в коллекции галереи Академии в Венеции.
Рисунок является одновременно научным трудом и произведением искусства, также он служит примером интереса Леонардо к пропорциям. В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius), который написал следующее про человеческое тело:
- Кисть составляет четыре пальца.
- Ступня составляет четыре кисти.
- Локоть составляет шесть кистей.
- Высота человека составляет четыре локтя (и соответственно 24 кисти).
- Шаг равняется четырём локтям.
- Размах человеческих рук равен его высоте.
- Расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты.
- Расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты.
- Расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты.
- Максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты.
- Расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты.
- Расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты.
- Длина руки составляет 2/5 его высоты.
- Расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица.
- Расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица.
- Длина ушей 1/3 длины лица.
Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное да Винчи и другими учеными, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу.
Рисунок сам по себе часто используется как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела, и далее, Вселенной в целом. Как можно заметить при исследовании рисунка, комбинация расположений рук и ног в действительности дает две различных позиции. Поза с разведёнными в стороны руками и ногами вместе оказывается вписанной в квадрат. С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны и руками и ногами вписана в окружность. При более детальных исследованиях, оказывается, что центром круга является пуп фигуры, а центром квадрата половые органы. Впоследствии по этой же методике Корбюзье составил свою шкалу пропорционирования — Модулор, повлиявшую на эстетику архитектуры XX века.
Манускрипт Витрувия. Ф. Джокондо.
|
Издание Витрувия. Ц. Цезариано.
|
Фрагмент гравюры. В. Скамоцци
|