Монументальная пропаганда
(от латинского monumentum - памятник)
План развития монументального искусства в честь торжества социалистической революции, выдвинутый В. И. Ленином, а также организация связанных с этой идеей мероприятий советского правительства по осуществлению этого плана.
Идея плана монументальной пропаганды принадлежала лично Ленину, заимствовавшему ее из утопии Т. Кампанеллы Город Солнца. Основные задачи плана были сформулированы в декрете Совнаркома "О памятниках республики" (принят 12 апреля 1918 года). Список имен исторических деятелей, в честь которых предполагалось устроить монументы в городах России был утвержден Совнаркомом 30 июля 1918 года. Декрет предусматривал снятие монументов, не имеющих исторической и художественной ценности, создание произведений революционного монументального искусства. Уже к 1 мая 1918 был снят или закрыт ряд монархических памятников, создано праздничное оформление многих городов, открыт временный памятник К. Марксу в Пензе (скульптор Е.В. Ревдель).
Список новых памятников, которые предполагалось воздвигнуть в память революционеров и прогрессивных деятелей культуры всех времён и народов (69 имён), был утверждён СНК 30 июля 1918 г. Первым из них сооружён памятник А.Н. Радищеву в Петрограде (скульптор Л.В. Шервуд, открыт 22 сентября), повторенный затем для Москвы. Празднование первой годовщины Октябрьской революции было отмечено открытием многих новых памятников, мемориальных досок с агитационными надписями, а также архитектурно-живописным оформлением городов (Москва, Петроград, Саратов, Витебск и др.) и некоторых деревень. Закладка и открытие памятников рассматривались как важное политическое событие и в агитационно-воспитательных целях проводились в торжественной обстановке, с митингами. Несколько раз на таких митингах выступал В.И. Ленин, в том числе 7 ноября 1918 г. на открытии памятника К. Марксу и Ф. Энгельсу (скульптор С.А. Мезенцев) на площади Революции и мемориальной доски «Павшим в борьбе за мир и братство народов» (скульптор С.Т. Конёнков, ныне в Руссском музее в Ленинграде) на Красной площади в Москве.
Произведения монументальной пропаганды создавались большей частью как временные, из дешёвых и непрочных материалов, таких как бетон, дерево, гипс. Впоследствии наиболее выдающиеся монументы собирались перевести в «вечные» материалы. В 1919—1920 г., когда в связи с тяжёлым военным и хозяйственным положением страны практические работы по монументальной пропаганде сократились, получили развитие такие формы монументальной пропаганды, как конкурсы на проекты монументов, торжественные закладки будущих памятников.
Большое место в монументальной пропаганде этого периода заняли темы интернационального братства трудящихся (монументы в национальных республиках, оформление конгрессов Коминтерна и Съезда трудящихся Востока, массовые зрелища) и перехода к мирному труду (памятники и зрелища, посвященные «Освобождённому труду»).
С укреплением советской власти монументальная пропаганда распространяется на Киев (декрет СНК Украинской ССР от 7 мая 1919 г.), Самарканд и другие города, с 1920 г. — на Урал, Сибирь, Азербайджан, с 1921 г. — на Армению и Грузию. С 1922 г., с улучшением хозяйственного положения Советской республики и особенно в связи с 5-й годовщиной Октябрьской революции, начинается новый подъём монументальной пропаганды.
Начиная с 1922 – 1923 г. памятники уже сооружались из прочных и качественных материалов, благодаря чему они сохранились до нашего времени: Н. П. Огарёву и А. И. Герцену (цемент с гранитной крошкой, скульптор Н.А. Андреев), К.А. Тимирязеву (гранит, скульптор С.Д. Меркуров) в Москве; Н.А. Некрасову (бронза, скульптор В.В. Лишев) и В. Володарскому (бронза, гранит, скульпторы М.Г. Манизер и Л.В. Блезе-Манизер, архитектор В.А. Витман; открыт в 1925 г.) — в Ленинграде; памятник «Борцам революции» в Саратове (гранит, скульптор Б.Д. Королёв, открыт в 1925 г.). Опыт монументальной пропаганды был использован в сооружениях, увековечивших средствами монументального искусства память В.И. Ленина (например, памятник В.И. Ленину на площади Ленина в Ленинграде, бронза, гранит, 1926 г., скульптор С.А. Евсеев, архитекторы В.Г. Гельфрейх и В.А. Щуко).
Монументальная пропаганда предусматривала преимущественное развитие монументально-декоративных видов искусства, используемых как агитационное средство в борьбе за победу нового строя, за просвещение и воспитание народных масс. Монументальная пропаганда была способом обновить облик советских городов, художественно оформить новый общественный быт. Монументальная пропаганда являлась социальным заказом, способствовавшим привлечению к сотрудничеству с Советской властью творческой интеллигенции, её перевоспитанию в духе революционных идей. Многие произведения монументальной пропаганды (в т.ч. неосуществлённые проекты) сыграли огромную идейно-воспитательную роль, привлекли внимание масс к вопросам искусства, внесли ряд новых художественных, архитектурных, градостроительных и других идей, оказавших плодотворное влияние на дальнейшее развитие советского искусства. Монументальная пропаганда, предполагавшая широкий синтез искусств (наряду с архитектурой и изобразительным искусством также литература, театр, музыка, например массовые зрелища, «симфонии гудков» и др.), стимулировала развитие монументально-декоративного искусства, отстававшего в предреволюционный период от других родов искусства. В широком смысле вся история советского монументального искусства представляет собой продолжение ленинского плана монументальной пропаганды. Участие в монументальной пропаганде было большой практической школой для многих мастеров советского искусства.
Барельеф "Робеспьер". С.Д. Лебедева. Ленинград. 1920 г.
|
Доска «Кто не работает, тот не ест». С.Е. Чернышёв. 1918 г.
|
Памятник К. Марксу. С.А. Евсеев, 1934 г.
|