Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Сухая игла


(по-английски dry-point, по-французски pointe-seche, по-немецки kaltnadel)

Лудильщики (У. Странг, 1882 г.) Техника гравюры, которая заключается в работе стальными иглами непосредственно по медной пластине. Этот термин используется также по отношению к инструменту и к отпечатку. Сухая игла — это разновидность углубленной гравюры. После высыхания краска остается не только в тонких бороздках, но и на заусенцах, оставленных иглой. Отсюда бархатистость этих гравюр. Но из-за хрупкости заусенцев очень немногие гравюры оказываются удачными. Сухая игла известна с конца XV в. как дополнение к офорту, но как самостоятельная техника распространена с XIX в. К технике сухой иглы прибегали Альбрехт Дюрер, Рембрандт, Джеймс Уистлер, советские мастера Г.С. Верейский, Д.И. Митрохин и другие.

Техника гравирования.

Полированный лист цинка, меди и, реже, стали гравируется стальными иглами разного сечения. Задача гравера — создать на поверхности гравировальной доски углубленные борозды с поднятыми заусенцами-барбами. Эти заусенцы (барбы) вместе с царапинами забиваются специально приготовленной офортной краской и при вытирании задерживают необходимое количество краски на поверхности пластины. При печати краска переходит на бумагу как из глубоких борозд, так и с поверхности доски, около приподнятого заусенца, придавая оттиску необычайную сочность и бархатистость.

Определить манеру сухой иглы довольно просто: штрихи имеют тонкое начало и окончание, поскольку процарапаны острой иглой. Вокруг насыщенного штриха — влажный след затянутой краски. Характер штрихов энергичный, прямой и угловатый, поскольку округлые линии не свойственны технике процарапывания и нарезки заусенцев. Очень часто штрихи сухой иглы убираются шабером или приминаются гладилкой. В этом случае на оттиске тоже остаются следы, органично вписывающиеся в общую графическую структуру листа, поскольку характер исправлений совпадает с приемами гравирования.

Черные острова Лох-Эвэ (Ф.Г. Хамертон, 1875 г.) Изначально, изобразительные качества этой манеры использовались как вспомогательные при доработке резцовых гравюр. Очень часто выразительные возможности сухой иглы дополняли другие манеры — такие, как травлёный штрих, акватинта, мягкий лак. Иногда бывает довольно трудно определить, какая манера основная в гравюре, а какая вспомогательная. При внимательном рассмотрении оттиска важно убедиться, что сухая игла применяется в последнюю очередь, ею исправляют и дополняют изображение, потому как на выпуклые заусенцы невозможно нанести слой кислотоупорного лака и поэтому всегда есть вероятность их уничтожения кислотой в процессе последующего травления.

Создание печатной формы в этой манере требует определенных физических усилий, крепкой, твердой и уверенной руки — все данные качества находят свое отражение в стилистике сухой иглы, фиксирующей эту мощную энергетику. Гравюры, созданные методом сухой иглы, именно этим резко отличаются от остальных произведений, относящихся к глубокой печати. В процессе гравирования характер штриха, приемы использования острой иглы приближаются к приемам рисунка пером. Гравюра сухой иглой по своей графической фактуре всегда ближе к натурному рисунку. В каждой ее линии ощущается рука гравёра, моделирующего штрих едва заметным изменением нажима на инструмент.

Довольно простая по технике, сухая игла применялась Мастером Домашней Книги, называемым также Мастером Амстердамского кабинета. Этот немецкий художник работал в последней четверти XV в. предположительно в районе Среднего Рейна. В 1512 г. эту технику использовал и Дюрер. Венецианец Андреа Мельдолла свободно применял сухую иглу в сочетании с офортом и резцовой гравюрой. Это сочетание предвещает поиски Рембрандта, который часто соединял сухую иглу с офортом, достигая удивительных эффектов. Во второй половине XIX в. пример Рембрандта вдохновил многих художников. Искуснее всех этой техникой пользовался Уистлер, передавая атмосферные эффекты. В его работах эффекты, полученные при неполном и неровном просушивании доски, дополнены штрихами иглы. Уистлеру часто подражали, но без особого успеха. Сухая игла — это легкая техника, но ее эффекты ограничены.

Три креста (Рембрандт, 1653 г.)
Три креста.
Рембрандт. 1653 г.

Проповедник (У. Странг, 1889 г.)
Проповедник.
У. Странг. 1889 г.

На берегу реки Сены (А. Ист, 1913 г.)
На берегу реки Сены.
А. Ист. 1913 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.