Владимиро-Суздальская школа
(12 — начало 13 века)
Одна из наиболее значительных местных школ древнерусского искусства, сложившаяся на северо-востоке Руси в период феодальной раздробленности. Быстрый расцвет Владимиро-Суздальской школы был обусловлен усилением к середине 12 в. Владимиро-Суздальского княжества, а идейно-эстетическая направленность ее искусства определилась в значительной мере борьбой владимирских князей за превращение своего княжества в новый (в противовес киевскому) центр объединения Руси. Их стремление противопоставить Киеву число и нарядность своих построек стимулировало характерные для Владимиро-Суздальской школы (исходившей, как и другие местные школы 12 в., из традиций искусства Киевского княжества 11 в.) поиски новых форм и средств выразительности, для чего широко привлекаются Галицкие и западноевропейские мастера. Искусство Владимиро-Суздальской школы призванное воплощать идеалы государственности, было отчасти ориентировано на торгово-ремесленное население городов — союзника князей в их борьбе со склонными к сепаратизму боярской знатью и удельными князьями. Отсюда присущий этому искусству известный дух гражданственности, его обращение к фольклорным мотивам в скульптуре.
Возросший опыт строительства мощных оборонительных сооружений позволял меньше, чем в 10—11 в., считаться с естественной защищенностью местности при закладке новых городов-крепостей, размещать их более выигрышно в стратегическом и художественном отношениях (Переславль-Залесский и Юрьев-Польский, 1152 г.; Дмитров, 1154 г.; и др.), свободней решать задачи формирования архитектурного ансамбля, его связи с соседними ансамблями, с окружающей природой.
Высшим достижением Владимиро-Суздальской школы в градостроительстве стали ансамбли г. Владимира и княжеские резиденции Боголюбова (1158—1165 г.), гармонично слитой с пейзажем и зрительно связанной с монументом-храмом Покрова (1165 г., Покрова на Нерли церковь).
Материалом для строительства служил мягкий известняк ("белый камень"), хорошо поддающийся тщательной обработке и удобный для выполнения декоративной резьбы.
Зодчие Владимиро-Суздальской школы от подражания четким и строгим формам построек, характерных для Киева начала 12 в. (церковь в Кидекше, 1152 г.), вскоре перешли к поискам более органичных для камня мягких и живописных архитектурных форм (Успенский собор во Владимире, 1158—1160 г., достроен в 1185—1189 г.), придав классически законченное выражение крестово-купольной композиции храма.
Мастерское владение пропорциями, тонко развитое чувство массы и материала проявились в архитектуре стройного дворцового комплекса в Боголюбове, тянущейся ввысь, изящной и легкой церкви Покрова на Нерли, величавого Дмитриевского собора во Владимире (1194—1197 г.). С формами этих зданий согласован их резной декор, включенный в целостную систему архитектурно-пластические решения фасадов и идущий порой от образцов романского стиля (перспективные порталы, аркатурно-колончатые пояса, рельефные композиции). Но образы сюжетных рельефов не осложнены аллегорической символикой романского искусства. В них христианская иконография своеобразно сочетается с опоэтизированными анимистическими представлениями, бытовавшими в народной среде.
В храмах начала 13 в. возрастает декоративное начало: на притворах применяются нарядные килевидные завершения (Рождественский собор в Суздале, 1222—1225 г.; Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, 1230—1234 г.); резное убранство заполнило стены собора в Юрьеве-Польском, смягчая конструктивную ясность форм и отвечая народному пристрастию к узорам.
Присущие зодчеству Владимиро-Суздальской школы в 12 в. изысканность и дух оптимистической светскости в известной мере отразились и в ее живописи, более зависимой от церковного контроля.
В росписях Дмитриевского собора во Владимире (около 1197 г.), в отдельных сохранившихся иконах ("Дмитрий Солунский" из Дмитрова, конец 12 — начало 13 в., Третьяковская галерея) поражают просветленная одухотворенность образов, пластическая выразительность, праздничная цветовая гамма. Выдающимся памятником декоративного искусства Владимиро-Суздальской школы являются южные врата (1222—1228 г.) Рождественского собора в Суздали. На которых техникой наводки выполнены сюжетные и орнаментальные композиции, отличающиеся необычайным богатством линейных ритмов.
Художественные достижения Владимиро-Суздальской школы послужили в 14—15 в. одним из главных источников для искусства Москвы, ставшей после свержения монголо-татарского ига центром объединения русских земель.
Успенский собор во Владимире.
|
Рождественский собор в Суздале.
|
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.
|