Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перспектива


(по-латински perspicio — ясно вижу)

Параллельная перспективаСистема отображения тел, имеющих объем, на плоскости или какой-либо иной поверхности, учитывающая их пространственную структуру и удалённость отдельных их частей от наблюдателя. Возникновение понятия перспектива связано с развитием оптики и различных видов искусств, в первую очередь живописи.

Художники первобытного мира и древнего Востока, создавшие ряд приёмов для характеристики взаимного расположения предметов (ярусная композиция, контрастное сочетание фронтальных и профильных видов и т.д.), подчиняли их не единой соотнесённой со зрителем шкале, а условно-символической схеме. Тяготение к унификации пространства с помощью перспективы появляется в искусстве Древней Греции (с VI в. до н.э.).

Впервые правила перспективы упоминаются в трактате греческого математика Евклида "Оптика" (III в. до н.э.), а римский архитектор Витрувий относит практическое её применение в театральной декорации ко времени Эсхила (VI—V в. до н.э.); он же пишет о несохранившихся трактатах Анаксагора и Демокрита. Об античной перспективной живописи можно судить, например, по фрескам «2-го помпеянского стиля» с построениями, весьма близкими к центрально-перспективным (то есть имеющими один центр проекции); наряду с этим в античности широко используется система, подразумевающая несколько точек схода, расположенных на одной вертикальной оси (так называемая рыбья кость). В позднеантичном и средневековом искусстве интерес к систематической разработке проблем перспективы в целом пропадает, но нередко применяется способ так называемой обратной перспективы, состоящий в увеличении отдельных предметов по мере их удаления и синтетически объединяющий несколько точек зрения.

Линейная перспективаПоследовательная, математически обоснованная система перспективы, рассчитанная на фиксированную, "антропоцентрическую" точку зрения, складывается в период итальянского кватроченто (Ф. Брунеллески, Мазаччо, Паоло Уччелло Пьеро делла Франческа, Л.Б. Альберта); значительный вклад в эмпирическую и научную разработку перспективы внесли также северно-европейские мастера (братья Х. и Я. ван Эйк, А. Дюрер). Леонардо да Винчи обозначил принципы воздушной перспективы (то есть исследовал влияние воздуха на чёткость очертаний предметов, а также на их цвет в зависимости от расстояния).

Несмотря на то, что в последующие эпохи конкретная связь между научной теорией и художественной практикой перспективы утрачивается (если не считать мастеров перспективной живописи), изучение перспективы в целом становится частью начертательной геометрии (в этом отношении особенно важны труды французских математиков Ж. Дезарга (XVII в.) и Г. Монжа (XVIII в.)), перспективная структура остаётся органической частью живописного или скульптурно-рельефного образа у мастеров, тяготеющих к объективной, научно обоснованной передаче реальной пространственной среды. Искусство Востока не знало оптико-математического обоснования проблем перспективы, хотя и породило ряд эмпирических систем; такова, например, типичная для живописи Китая и Японии параллельная перспектива, которую условно можно считать построением с бесконечно удалённым центром проекции.

Обратная перспективаС точки зрения геометрии перспектива — способ изображения фигур, основанный на применении центрального проектирования. Для получения перспективного изображения какого-либо предмета прочерчивают из определённой точки в пространстве (центра перспективы) лучи по направлению ко всем точкам предмета. На пути лучей ставят ту плоскость, на которой требуется получить изображение. В пересечении проведённых лучей с поверхностью получают нужное изображение предмета. Перспективные изображения параллельных прямых могут пересечься в «точках схода», а параллельные плоскости пересекаются в «линиях схода».

Общий способ построения перспективы сложных объектов (ортогональные проекции которых заданы) на вертикальной и наклонных плоскостях основан на теореме проективной геометрии о соответствии четырёх точек. На объекте выбирают две взаимно перпендикулярные плоскости, и на каждой из них намечают прямоугольник. Затем по правилам начертательной геометрии строят перспективу этих прямоугольников. Соединяя точки пересечения диагоналей построенных прямоугольников с точками схода, находят в пересечении полученных прямых со сторонами прямоугольников перспективы середин их сторон.

В теории линейной перспективы большое значение имеет изучение искажений, возникающих в периферийных частях картины вследствие значительных отклонений проектирующих лучей от перпендикулярного положения к плоскости, на которой построено изображение. Различают следующие виды перспектив:

  • Рельефная перспективалинейнаяизображение на плоскости с помощью центрального проецирования;
  • архитектурнаяизображение зданий, площадей, парков и т.д. Архитектурная перспектива достигается довольно сложными графическими построениями; кроме линейной перспективы учитывается "динамизм" — увеличение видимых форм объекта при приближении к нему; может быть использовано несколько точек схода; перспективные сокращения моделируются как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях;
  • панорамнаяизображение на внутренней поверхности цилиндра — (выставочные панорамы) — например, Бородинская панорама;
  • плафоннаяизображение на внутренней поверхности перекрытия какого-либо помещения
  • театральнаяизображение на ряде отдельных поверхностей, например театральные декорации;
  • рельефнаяизображение имеет пространственные формы. Рельеф — выпуклое изображение на плоскости;
  • барельеф (низкий рельеф) — скульптурное изображение или орнамент, немного выступающие над плоскостью;
  • горельеф (высокий рельеф) — скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем наполовину. Рельефная перспектива создает иллюзию разной глубины при постоянном уровне рельефа;
  • Воздушная перспективадиорамнаяизображение, сочетающее живопись на просвечивающем материале или стекле с обеих сторон с объемными предметами;
  • стереоскопическаяизображение на плоскости (бумаге) выполняется по правилам линейной перспективы в виде двух рисунков предмета: один делается из расчета на то, как видит левый глаз, другой — как видит правый;
  • воздушная перспективаизображение, которое учитывает явление смягчения деталей и контуров, более удаленных объектов ввиду относительной прозрачности толщи воздуха между зрителем и этими объектами. Воздушная перспектива рассматривает видимое зрителем освещение предметов как отношение силы света и тени цвета и изменяемости окраски, в зависимости от расстояния до зрителя, влияния отраженных лучей и прочего;
  • обратная перспективаизображение, заостряющее внимание зрителя на центре положения, где изображено главное. В дизайне можно использовать обратную перспективу только в оправданных тематикой и предназначением работах. В качестве иллюстрации линейной, театральной и воздушной перспектив использованы работы театрального режиссера и художника Н. Акимова.

Версальский дворец (плафонная перспектива)
Версальский дворец. Плафонная перспектива.

Князь Игорь (декорация к опере)
Князь Игорь. Декорациия к опере.

Архитектурная перспектива (П. Моретти)
Архитектурная перспектива.
П. Моретти.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.