Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Boreus modern

Аксели Галлен-Каллела, Мать ЛемминкяйненаСЕВЕРНЫЙ МОДЕРН — течение в искусстве конца XIX— начала XX в. в странах Скандинавии и на севере России — в Петербурге (иногда под северным модерном понимают искусство исключительно скандинавских государств). Северный модерн сложился в архитектуре Финляндии и Швеции под воздействием идей национального романтизма и общей эстетики периода Модерна в Европе. Постройки северного модерна отличаются суровым стилем, восходящим к традициям средневековой норманнской архитектуры с применением национальных мотивов декора, «по-модерновому» пластичного силуэта и ритма простых геометризированных объемов, использованием выразительной фактуры природных материалов - крупных квадров тесаного гранита, дерева, в интерьерах — меди, латуни, стекла.

Архитектура северного модерна органично вписывается в неяркий северный пейзаж с его блеклым небом, скалами и морем. Наиболее известными мастерами северного модерна являются шведские архитекторы Класон, Р. Эстберг, финн Л. Сонк и «финское трио» — Э. Сааринен, Г. Гезеллиус, А. Линдгрен, работавшие вместе, в частности в Выборге. Элиэль Сааринен (1873 – 1950), один из авторов здания вокзала в Хельсинки, говорил о творчестве своих коллег: «Мы вернулись к природе материала и старались найти простой путь его использования».

В архитектуре северного модерна сосуществуют несколько творческих методов. В одном из них зодчие стремились к стилизации — воспроизведению средневековых памятников северной архитектуры: норманнских замков и романских базилик, в другом — более подвержены изогнутым линиям франко-бельгийского Ар Нуво; в третьем — склонялись к рациональному направлению — композиции из геометрических форм и простых линий. Примечательно, что с 1923 г. Э. Сааринен Старший работал в США, а его сын, Эро Сааринен (1910—1961), стал видным представителем неопластицизма, или интернационального стиля нового экспрессионизма. Архитектор Р. Эстберг. 1911-1923 годы

«Этнографическое» течение в искусстве северного модерна представлял финский художник Аксели Галлен-Каллела (1865-1931). В 1884-1889 гг. он учился в Париже, затем на родине проектировал частные дома, оформление интерьеров, иллюстрировал книги, занимался живописью и прикладным искусством. В его живописных произведениях и декоративных росписях на темы финской истории натурализм парадоксально сочетается с декоративной стилизацией, плоскостностью и орнаментальным началом.

Картинки: живопись и архитектура периода Северного модерна: финского художника Аксели Галлен-Каллела и др. Шведские архитекторы Класон, Р. Эстберг, финн Л. Сонк и «финское трио» — Э. Сааринен, Г. Гезеллиус, А. Линдгрен.


Аксели Галлен-Каллела Ковка Сампо
Аксели Галлен-Каллела.
Ковка Сампо.

Отъезд Вяйнемёйнена, Аксели Галлен-Каллела
Отъезд Вяйнемёйнена.
Аксели Галлен-Каллела.

Городская ратуша. Архитектор Рагнар Эстберг
Городская ратуша.
Архитектор Рагнар Эстберг.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.