Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Закрепление красочного слоя


реставрации живописи)

Реставрация станковой масляной живописи Работа по восстановлению прочности красочного слоя, начинающегося отделяться от нижележащих слоев краски, от грунта или от основы. В случае реставрации станковой масляной живописи в поврежденные места вводят клеящее вещество, чтобы скрепить краску с грунтом или краску и грунт с холстом, доской или другой основой. После этого на них наклеивают папиросную бумагу и впоследствии проглаживают красочный слой через вспомогательную бумагу. Операция производится с целью предупреждения возможного отпадания краски и грунта, закрепления уже отпадающих частиц и восстановления утрат в том случае, если куски краски сохранились (например, между стеклом и картиной и т.п.).

Характер повреждений определяет те или иные приемы работы. В качестве клеящего вещества в русской практике применяется рыбий клей (осетровый) определенной варки. Сравнительно в недавнее время начали применять и другой способ укрепления. Реставраторы, исходя из того положения, что рыбий клей, растворяющийся под действием влаги, может изменять свою клеящую силу и выполненная работа в дальнейшем может оказаться мало успешной, остановились на другом виде материала. Они применили пчелиный воск, известный с древних времен как стойкое связующее краску вещество, материал пластичный и не поддающийся действию влаги.

В случае реставрации произведений графики, выполненных на бумаге, закрепление красок диктуется комплексом причин. Краски, внешне не обнаруживающие повреждений, надо закрепить, если предстоят дальнейшие реставрационные процессы: увлажнение, промывка, химическая обработка водными растворами, не безопасными для красочного слоя, не защищенного от действия влаги. Однако если далее должна следовать операция дублирования, которая сама по себе представляет один из методов закрепления шелушащегося слоя, то потребность в проведении отдельной операции закрепления разрушающегося красочного слоя зачастую отпадает.

Метод закрепления красок, задачей которого является сохранение авторского рисунка, определяется в каждом конкретном случае отдельно. Для закрепления применяют различные средства: водный раствор желатины, спиртовой раствор даммары, растворы синтетических полимеров. Какому средству отдать предпочтение - зависит от техники, в которой выполнено реставрируемое произведение.

Желатиновая проклейка.

Так называют один из методов закрепления красочного слоя с применением 0,5%-ного водного раствора желатины. Этот раствор, по аналогии с названием метода, также называют желатиновой проклейкой. Желатиновую проклейку используют для закрепления нестойких акварелей (но не медовых!), нестойких рисунков карандашом, слабой печати.

Закрепление рисунков спиртовым раствором даммары.

Этим методом закрепляют рисунки, выполненные углем, графитным карандашом, мелом, иногда сангиной, итальянским карандашом. Желатиновая проклейка в данных случаях неэффективна, так как представляет собой водный раствор, а вода не проникает вглубь красочного слоя, когда это уголь или пастозный карандаш, частицы которых отталкивают воду или всплывают на ее поверхность.

Закрепление красочного слоя синтетическими полимерами.

Традиционные методы закрепления красочного слоя на бумаге не всегда дают удовлетворительные результаты. Так, например, гуашь от водных растворов темнеет, поэтому укрепленные участки могут отличаться по цвету от соседних. Спиртовой раствор даммары может оставлять затеки и т.д. Недостатки, присущие старым, опробованным методам, вынуждают все чаще обращаться к новым материалам - синтетическим полимерам. В практике реставрации произведений графики хорошо зарекомендовали себя дисперсии на основе сополимеров (Акриловая эмульсия ЭМН-5, СВЭД, СЭВ, и т.п.).

Закрепление красочного слоя картины И. Репина
Рабочий момент закрепления
красочного слоя картины И. Репина
"Иван Грозный".

Икона до и после реставрации
Икона, отреставрированная в
мастерской Марины Быковой.
Дерево, масло.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.