|
Общество художников-станковистов
(ОСТ)
Объединение художников, основанное в 1925 году в Москве выпускниками ВХУТЕМАСа. Члены ОСТа выступали за реалистическую живопись в обновленной форме, противопоставляя ее беспредметному искусству и конструктивизму. Название группировки - Общество художников-станковистов - было связано с бурными дискуссиями о судьбах и назначении искусства. Группа современных остовцам живописцев принципиально отвергла станковые формы творчества ради задач художественно-производственных, что членам будущего ОСТа пришлось не по нраву.
Ядро общества сложилось несколько раньше, в 1923-24 г., когда будущие "остовцы", в то время члены разных групп, участвовали в "Дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства". В 1924 году состоялась Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства, где принимали участники студенты ВХУТЕМАСа в составе следующих группировок:
- «проекционисты» (С. Лучишкин, С. Никритин, К. Редько, Н. Тряскин. А. Тышлер; группа сформировалась 1922 году).
- «конкретивисты» (П. Вильямс, К. Вялов, В. Люшин, Ю. Меркулов; выделились из группы «проекционистов» в 1924 году).
- «группa трех» (Александр Дейнека вместе с Ю. Пименовым и А. Гончаровым) на следующий 1925 год они, вместе с присоединившимися к ним другими выпускниками, основали ОСТ, председателем которого, как наиболее почтенный и «старшина», был выбран Штеренберг, преподаватель ВХУТЕМАСа, учениками которого (а также В.А. Фаворского) были большинство участников объединения. Состав правления в 1925-1926 г. - Л. Вайнер, П. Вильямс, Н. Денисовский, Ю. Пименов; 1927 год - П. Вильямс, Ю. Пименов, Л. Вайнер, Н. Шифрин.
Основные идейные установки ОСТа были изложены в его Уставе, официально принятом в сентябре 1929 года.
Основные темы:
- индустриализация России, недавно ещё аграрной и отсталой, стремление показать динамику взаимоотношений современного производства и человека.
- жизнь города и городского человека 20 века.
- массовый спорт (футбол, теннис, спортивные соревнования и кроссы, гимнастика), который также стал характерной особенностью жизни советского общества.
Общество вело активную выставочную деятельность. Большие выставки его членов прошли в апреле-мае 1926 года, в апреле 1927 и 1928 года. Наряду с членами ОСТа в них участвовали А.Д. Гончаров, И.В. Клюн, Н.И. Купреянов, С.А. Лучишкин, А.Г. Тышлер и др. Параллельно входящие в ОСТ художники экспонировали свои работы на объединенных всесоюзных выставках: "10 лет Октября", 1927 г.; "10 лет Рабоче-крестьянской Красной Армии" (1928 г.), "Жизнь и быт детей Советского Союза" (1929 г.); выставке советского изобразительного искусства в Нью-Йорке (1929 г.) и др. Выставки ОСТа широко обсуждались в печати.
Дейнека уходит из ОСТ еще 1928 году по соображениям принципиального характера. Одной из причин ухода было его несогласие с руководством общества, прежде всего с Штеренбергом, которым не нравилось, что молодёжь не ограничивается поисками живописной формы, а вторгается в смежные виды искусства - плакат, журнальный рисунок, театральную декорацию, пробует свои силы в создании монументальных тематических композиций.
Между членами ОСТ существовали немалые расхождения в оценке значения отдельных видов и жанров искусства. «Наиболее последовательные станковисты отстаивали приоритет чисто живописных методов работы над журнальным рисунком, плакатом, монументальным панно, приверженцы интимно-лирической живописи выражали претензии к тем, кого увлекали поиски большого стиля эпохи. Скорее всего, Дейнеку не устраивало внутрицеховое размежевание художников, желание некоторых членов объединения утвердить приоритет чистых формальных новаций над поисками конкретной содержательной образности» Само же объединение в первоначальном составе просуществовало недолго. Уже в 1928 году внутри него четко определились две группы художников, отличающиеся своими творческими позициями:
- Одна из групп (в нее входили Вильямс, Дейнека, Лучишкин, Пименов и др.) тяготела к изображению городской жизни, новой техники, индустриального пейзажа, спорта, молодых, физически развитых людей. Их работы отличала динамичность, четкость композиции, графичность в передаче форм.
- Другая группа, объединявшаяся вокруг Штеренберга (Гончаров, Лабас, Тышлер, Шифрин и др.), работала в более свободной манере предпочтя лиричность и живописность рациональной организации произведений.
Первоначально профессиональные дебаты и полемика между членами обеих групп вскоре приобрели политическую окраску. Испытывая усиление идеологической цензуры и политические атаки со стороны АХРРа, а позднее и РАПХа, общество претерпело раскол (его обвиняли в формализме, буржуазном индивидуализме и т.п.). В начале 1931 года остовцы пришли к решению, что одна из групп должна выйти из Общества. Этой группой стали художники во главе со Штеренбергом, за которыми сохранилось старое название. Оставшиеся художники вскоре отказались от названия ОСТ и заявили о себе как о новом объединении - «Изобригада» («Бригада художников»). (Некоторая часть участников также перешла в организованный в 1930 году «Октябрь», куда вошел Дейнека).
Правление оставшейся части ОСТа: Д. Штеренберг (председатель), А. Лабас, А. Тышлер и А. Козлов. «Изобригада» (Ю. Пименов, П. Вильямс и др.) выступила с обвинениями в адрес своих недавних товарищей и заверениями в том, что отныне они будут «за публицистику в искусстве как средство обострения образного языка искусства в борьбе за боевые задачи рабочего класса»". Правление Изобригады: В.П. Тягунов - председатель; Адливанкин, Вильямс, Лучишкин, Пименов).
В конце концов, собственно ОСТ и его наследники, наряду со всеми другими художественными объединениями, оказалась распущена в 1932 году постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля «О перестройке литературно-художественных организаций». Его остатки влились в Московское отделение Союза советских художников.
Кругосветное путешествие. С. Никритин, 1920 год
|
Автопробег. П. Вильямс, 1930 год
|
Суд народа. С. Никритин
|
|
|
|