Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Палас


(от персидского слова - пелас)

Палас Араби (г. Карши)Безворсовый двусторонний ковёр ручного ткачества. Выполняется в технике полотняного переплетения нитей с применением 2-х видов сцепления нитей (утка) — с так называемыми зазорами (вертикальными щелями на границах цветовых участков) и без них. Использование этих приёмов сцепления нитей позволяет получать рисунок как геометрический, графически-чёткий, так и растительный, живописно-свободный.

Фабричная пряжа или шерсть домашнего прядения, окрашенная самими женщинами, идет на изготовление безворсовых ковров-паласов. Нередко паласы ткут из хлопчатобумажных нитей. Техника паласного ткачества чрезвычайно разнообразна. В различных регионах страны паласы отличаются фактурой, орнаментом и колоритом. Для ткачества паласов женщины используют примитивные узконавойные станки, такие же на каких тысячи лет назад ткали женщины степных племен. Ширина паласной ткани, снятой с такого станка, не превышает сорока-пятидесяти сантиметров. Узкие паласные ленты с чередующимися яркими малиновыми, желтыми, черными и зелеными полосами сшиваются, и создается палас практически любого размера. Из паласной ткани шьют дорожки, сумки, переметные сумы-хурджуны для перевозки грузов на верблюдах или лошадях.

Лучшими всегда считались бухарские паласы. Их ткут большими размерами на широконавойных станках, с крупным простым рисунком белого, красного и желтого цвета.

Палас Aраби (А. Рузибаева)В Сурхандарье мастерицы выделывают паласы в сложной технике "гажари" и "терма" с геометрическим орнаментом на двухцветной основе. Там же выделывают паласы "афгани" из полноценной шерстяной пряжи. В Узбекистане также очень ценятся декоративные паласы "араби". Они ткутся в так называемой "зазорной" технике. Их выразительный крупный узор построен на контрасте ярких и белых пятен.

Особенно нарядны свадебные паласы "бешкашта". Их многоцветный, немного выпуклый узор создается нитями основы, и возвышается над поверхностью фона, создавая впечатление вышивки.

В период средневековья паласы были основным элементом убранства домов, кибиток, караван-сараев, а также мечетей и дворцов. Паласная ткань широко использовалась для изготовления одежды и предметов домашнего обихода. Паласы можно было встретить в любом доме, независимо от состояния и социального положения самого хозяина.

Палас Aраби (А. Рузибаева)
Палас Aраби. А. Рузибаева.

Палас Бешкашта
Палас Бешкашта.

Палас Aраби (А. Рузибаева)
Палас Aраби. А. Рузибаева.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.