Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Архипов Абрам Ефимович


(1862–1930 г.)

Абрам Ефимович АрхиповРусский художник. Родился в деревне Егорово (Рязанская губерния) 15 (27) августа 1862 года в крестьянской семье. Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ, 1877–1883 и 1886–1888) под руководством В.Г. Перова, В.Д. Поленова и В.Е. Маковского, а также в петербургской Академии художеств (1884–1886). Посетил Францию, Германию и Италию (1896, 1912). С 1912 часто выезжал на русский Север. Был членом «Товарищества передвижников» (с 1891) и одним из основателей «Союза русских художников» (с 1904).

Ранние его произведения (Пьяница, 1883; Деревенский иконописец, 1889; обе в Третьяковской галерее, Москва) представляют собой скромные бытовые этюды в духе передвижников. Усвоив опыт импрессионизма, Архипов научился передавать цветом не только красочную внешность, но и внутреннюю драму сюжета. Таковы палево-фиолетовые Прачки (варианты 1890-х и 1901-го годов, Русский музей в Петербурге и Третьяковская галерея), являющие образ безысходного городского дна. В целом же в его светописи всецело возобладали сельские сюжеты – зыбкие по настроению, смутно-тревожные, либо более умиротворенные (По реке Оке, 1890, Третьяковская галерея; Обратный, 1896, Художественный музей Белоруссии, Минск; Северная деревня, 1902; Гости, 1914; обе в Третьяковской галерее).

Центральное место среди этих картин со временем занял сквозной мотив молодой крестьянки, написанной в теплых тонах – с красным цветом в качестве образной доминанты.

После 1917 стиль и тематика его творчества не претерпели существенных изменений. Архиповские «крестьянки в красном» (к примеру, популярная Девушка с кувшином, 1927, там же) воспринимались как воплощения преемственности тех традиций «народности», к которым апеллировали противники арт-авангарда, призывавшие следовать «заветам передвижников», колорит же обеспечивал известного рода революционный пафос. Сам мастер примкнул к тем художникам-«старикам», которые вошли в АХРР, исповедуя политически-лояльный традиционализм. Впрочем, попытки прямого официоза (вялый портрет М.И. Калинина, 1927, частное собрание, Москва) давались ему нелегко.

Долгое время, еще с конца 19 века, активно работал и как педагог: в МУЖВЗ, Свободных художественных мастерских и Вхутемасе. Умер Архипов в Москве 25 сентября 1930 года.

Крестьянка
Крестьянка.
1916 г.

Девушка с кувшином
Девушка с кувшином.
1927 г.

Крестьянка в зелёном фартуке
Крестьянка
в зеленом фартуке.
1927 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.