Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Карикатура


(от итальянского caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать)

Карикатура Жанр изобразительного искусства (обычно графики, но не обязательно), являющийся основной формой изобразительной сатиры. Карикатура в сатирической или юмористической форме изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей.

Современная карикатура — это, как правило, сатирический или юмористический рисунок, изоанекдот. По тематике различается: политическая карикатура, социальная, бытовая и т.д. Жанр карикатуры развивается во всем мире.

История карикатуры.

Карикатура как вид искусства появилась достаточно давно и была мгновенно признана народом. Эти изображения позволяют емко подчеркнуть как достоинства, так и недостатки конкретной персоны, обнажить проблему. По некоторым свидетельствам, первые карикатуры вышли из-под кисти Леонардо да Винчи. В дальнейшем история этого художественного явления по большей части связана с гонениями и преследованиями авторов работ, что только лишний раз доказывает силу и влияние карикатуры.

Не будет преувеличением, если сказать, что художники-карикатуристы не просто веселят публику, но и формируют общественное мнение по той или иной теме. Известны случаи, когда смешные рисунки становились причиной отставки правительств, как это произошло в XIX веке в Америке. Тогда, правда, политический карикатурист Томас Наст достаточно легко отделался. Но иногда художников постигала более печальная участь.

Особенно нервно воспринимал работы английских и русских карикатуристов Наполеон Бонапарт. От короля Англии он даже требовал судить этих людей как убийц. Зная об этой слабости французского императора, в России в 1812 году во время Отечественной войны развернулась настоящая карикатурная компания против захватчиков и их предводителя. Внешних физических недостатков у Наполеона была масса, поэтому русские художники вволю поизмывались над «сиром», поднимая патриотические настроения в народных массах и армейской среде. Появились сотни вариантов лубочных картинок, а главнокомандующий русской армией Михаил Кутузов для такого благого дела даже организовал при своем штабе специальную типографию.

Грипп (С. Белозеров)Не очень жаловал карикатуру отец народов товарищ Сталин. Иосиф Виссарионович не любил двусмысленности, а именно этим качеством и обладают карикатуры. Многие из мастеров этого жанра узнали, что такое лагерная похлебка. Принималось только то, что откровенно демонстрировало все прелести жизни советского человека и высмеивало пороки капиталистических взаимоотношений. Но во время Великой Отечественной войны про карикатуру вновь вспомнили как о сильнейшем пропагандистском искусстве.

Даже уже в 90-х годах карикатура оставалась действенным оружием в политической борьбе. Карикатуристов усиленно сажали в тюрьмы в Турции, Панаме, Египте. Уже в наши дни крупнейший скандал разгорелся в Дании из-за публикации карикатур, представляющих мусульман поголовными террористами. Это вызвало бурные протесты в исламской среде. И чтобы доказать свой мирный нрав, несколько сотен мусульман вышли на улицы Копенгагена, сожгли пару датских государственных флагов и разгромили несколько магазинов. За головы же авторов рисунков исламское радикальное движение «Талибан» назначило премию – по 100 килограммов золота за каждую.

Но вместе с политическим направлением в карикатуре активно развивалось и юмористическое. Причем в последнее время стало модным приглашать карикатуристов на семейные праздники и корпоративные вечеринки. Своими работами мастера создают дополнительное настроение и позволяют надолго сохранить в памяти приятные впечатления от того или иного мероприятия, юбилея, события. Кроме того, эти работы могут кого-то в коллективе заставить по-другому взглянуть на себя, что-то изменить в своем отношении к коллегам и друзьям, при этом не вызывая чувства обиды. Поэтому приглашение карикатуриста может оказаться делом не только приятным, но и в высшей степени полезным.

Карикатура в России.

Карикатура на Наполеона (И.И. Теребнев, лубок)Карикатуры в России, первоначально представлявшие сатирически-нравственные изображения воздаяния за порочную жизнь, брали мотивы из церковных росписей; светское содержание они получили после того, как в XVII веке в Россию были завезены потешные немецкие листы. Иностранные сюжеты часто переделывали на русский лад. Главная тема карикатур XVIII века - осмеяние неправильного суда: "Шемякин суд", "О Ерше Ершовиче", "Подьячий и смерть", "Суд дворянина с крестьянином". Протест против нововведений Петра Великого выразила политическая карикатура - "Мыши кота погребают", осмеявшая погребение Петра и обычаи, введённые им.

Позднее политический смысл этой карикатуры был утрачен. Екатерине II приписывают издание карикатуры "Просьба Кашинскому архиепископу от монахов Калязинского монастыря", имевшей целью подготовить народ к предположенному отобранию монастырских имуществ в казну. Большинство карикатур во второй половине XVIII века выходило с так называемой Ахметьевской фабрики в Москве; карикатуры эти были грубы и не высокого достоинства. Война 1812 года вызвала к деятельности талантливого и оригинального карикатуриста - художника Теребенева, который дал ряд удачных патриотических карикатур.

С 1840-х годов карикатуры появляются главным образом в альманахах и в карикатурных журналах. Лучшие издания этого рода были в 40-х годах: "Ералаш" Неваховича и в 60-х годах - "Искра". В них обращали внимание талантливостью, остроумием и незлобливостью карикатуры Н.А. Степанова. В начале 80-х годов пробовала развиться политическая карикатура в "Фаланге" и "Гуслях", но неудачно. В 90-х годах в карикатурных журналах "Развлечение", "Будильник", "Шут", "Стрекоза", "Осколки" преобладает лёгкое эротическое направление.

Смерть пришла (В. Савельев)
Смерть пришла.
В. Савельев.

Центр занятости (С. Корсун)
Центр занятости. С. Корсун.

Подводя итоги (В. Занюков)
Подводя итоги.
В. Занюков.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.