Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Пастель


(по-латински pasta — тесто)

Сухая пастельЭто мягкие цветные карандаши, изготовленные из пигментов, мела и связующих веществ. В процессе создания пастельных карандашей их незасохшая масса выглядит как тесто (паста) — отсюда и название. Пастель имеет много нежных оттенков каждого цвета.

Пастель разновидность мела, но совсем с другими свойствами. Пастель спрессовывается меньше, чем мел, а потому ложится на бумагу с большей цветовой плотностью и формирует нежные бархатистые штрихи с мягкими, рыхлыми краями. Рисунок пастелью в отличие от рисунка мелом и углем скорее похож на совокупность размытых пятен однородного цвета. Известные французские художники-импрессионисты Дега и Ренуар в свое время много работали пастелью. Выполненные пастелью зарисовки танцовщиц балета относятся к числу наиболее известных работ Дега.

Пастель, мел и уголь роднит то, что для рисования этими средствами используется обычно шероховатая бумага. Пастель бывает в виде круглых брусков и в виде брусков с квадратным сечением.

Масляные пастелиПастель бывает трех видов:

  • Сухая пастель — гамма сухой пастели состоит примерно из 100 оттенков, которые все могут налагаться друг на друга и отлично растушевываются. Благодаря тщательному измельчению глин с пигментами высшего качества получается мягкая пастель, оставляющая интенсивный бархатистый след. Обычно качественная пастель обладает хорошей стойкостью цвета и не меняет тона с течением времени. Традиционная технология производства этих красок такова: после экструдирования производится нарезка, и полученные таким образом пастельные краски остаются сохнуть на воздухе. Это позволяет получить мягкую и совершенно однородную краску. Наклеивание этикеток и упаковка тоже производятся вручную.
  • Масляные пастели — такие пастели выпускаются разными гаммами, которые все могут смешиваться между собой. Основу замеса составляют воск и минеральные масла лучшего качества с пигментами, которые обладают стойкостью цвета и обеспечивают яркий и интенсивный след.
  • Восковые пастели — обычно выпускаются разными гаммами, которые все могут смешиваться между собой. Основу замеса составляет воск высшего качества и пигменты, которые обладают хорошей стойкостью цвета и обеспечивают яркий и интенсивный след.

Восковые пастелиПастель применялась итальянскими художниками ХVI века, в том числе и Леонардо да Винчи. В ХVIII веке пастель становится уже самостоятельной техникой и получает особую популярность во Франции, где ее использовали такие известные художники, как Буше, Морис Кантен де ля Тур, Шарден, позднее Грез, Лиотар, Делакруа. Выдающимся пастелистом был и итальянский художник Розальба Кариера. Многие художники последних трех столетий обращались к этой технике. Современные художники тоже все чаще используют пастель в своем творчестве, так как она подкупает особой свежестью, мягкостью красок и нежной бархатной фактурой. Кроме того, пастель в отличие от жидких красок совершенно не меняет своего цвета.

Работа мягкими нежными палочками пастели требует шероховатого ворсистого основания, способного удержать красочный порошок. В старину художники рисовали даже на замше. В настоящее время в качестве основания для пастели используют чаще всего специальную бумагу, шероховатый картон или наклеенный на картон холст. Некоторые художники готовят основание сами. Пастелью можно рисовать и писать. Иногда художник передает форму в основном линией, штрихом, контуром, а все цветовое решение проводит как подкраску, всего несколькими тонами. Получается подкрашенный рисунок.

Но можно пастелью создавать и настоящую живопись, передавая всю сложную гамму цветовых отношений натуры. При этом художник может добиться цветового звучания многоцветными мелкими штрихами. Штрихи эти можно смешивать, растирая пальцем, растушевкой или сухой кистью, но можно оставлять и в чистом виде, подобно мозаике.

При многих достоинствах пастель имеет один очень существенный недостаток — она слабо сцепляется с основанием и довольно легко осыпается, поэтому выполненную работу часто закрепляют специальными фиксативами. Но самое надежное сохранение пастели — в хорошей окантовке под стекло. В этом случае пастельное произведение может жить, не теряя своей прелести, столетия. Пример тому знаменитая "Шоколадница" из Дрезденской галереи. Картина, поражающая зрителей свежестью и чистотой красок, кажется только что законченной, хотя создана она в ХVIII веке.

Купание в тазу (Э. Дега)
Купание в тазу. Э. Дега.

Девушка с растрепанными волосами (Л. да Винчи)
Девушка с растрепанными
волосами. Леонардо да Винчи.

Натюрморт с бриошью (Ж. Шарден)
Натюрморт с бриошью. Ж. Шарден.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.