Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Паволока


(от слова — волочить)

ПаволокаСтаринное название тканей, материй вообще. Применимо к различным типам старинных драгоценных тканей ручной работы. Паволоки и аксамиты были хорошо известны на Руси с XII по XVII век включительно.

Применение паволоки в иконописи не было обязательным, существуют иконы, на которых паволока покрывает всю основу под грунтом, чаще же кусками паволоки закрываются стыки многочастной иконной доски (щита) или локальные дефекты (сучки, свили и т.д.). Для дорогих икон выбиралась качественная кипарисовая доска и дорогая ткань сложного переплетения. На более дешевых иконах использовалась ткань редкого переплетения. Характерное название подобной ткани — серпянка. В современной практике часто используется марля. На массовых иконах, так называемых «краснушках», иногда в качестве паволоки применялась бумага.

Просохшая паволокаЗначение паволоки в будущей жизни иконы весьма велико. Ввиду почти неизбежного покоробления иконной доски ломкий левкас, подвергаясь изгибу, дает трещины, отрываясь от доски, и даже нередко кусками выпадает. Паволока служит в данном случае упругой подкладкой под всей поверхностью левкаса и устраняет возможность, как растрескивания самой доски, так и отставания от нее левкаса. Кроме того, паволока, соединяясь с левкасом, образует с ним однородное плотное тело, составляющее то крепкое основание, на котором будет написана икона. Прием наложения паволоки таков. Самая пригодная для паволоки материя это серпянка - редкая, легкая пеньковая ткань. Из нее вырезают кусок, немного больше размеров доски, лицевую сторону которой предварительно промазывают при помощи широкой щетинной кисти слоем густого горячего клея. Приготовленный заранее кусок серпянки опускают в этот же клей, слегка выжимают и затем ровно накладывают на доску, старательно приглаживая рукой по всем направлениям, чтобы не было складок.

Когда серпянка плотно приклеится к доске, ее оставляют сохнуть не менее суток. При наложении мокрой паволоки на доску с ковчежцем надо обратить строжайшее внимание, дабы паволока пристала очень плотно, особенно по углам полей и в углах ковчежца, иначе левкас может отстать и потрескаться в этих местах.

Если доска для иконы большого размера, то, покрыв клеем часть доски, тотчас же на нее накладывают часть мокрой паволоки, ровняют и затем кроют следующую часть доски клеем, накладывают следующую часть паволоки и продолжают так до наклейки всей паволоки.

После просушивания ножницами обрезают лишние концы материи, выступающие за края доски. Кроме серпянки в старину паволокой служил также редкий холст. В наше время с успехом пользуются особой накрахмаленной материей, используемой для выкроек дамских платьев.

Спас ВседержительПри восстановлении старинных испорченных икон почти всегда обнаруживали паволоку из редких тканей — это должно служить указанием, что не следует для этой цели употреблять плотные материи. Нужно помнить, что чем плотнее материя, взятая для паволоки, тем внимательнее нужно наблюдать за тем, чтобы она хорошо приклеилась к доске, ибо в противном случае, при левкашении или даже при писании иконы, могут произойти неожиданности в виде отставания залевкашенного слоя с паволокой.

В случае появления на паволоке вспухших пузырей их разрезают острым ножом, подпускают столярного клея и прижимают, дабы вспухшее место выровнялось и приклеилось. Во всяком случае, писать иконы без паволоки не следует, хотя в старину иногда писали без нее. Однако нужно сказать, что иконы, писанные без паволоки, почти всегда оказывались в худшем состоянии, чем иконы с паволокой.

После окончательного просушивания некоторые иконописцы покрывают паволоку тонким слоем "побела", то есть проклеем, но слегка разбавленным водой и немного подбеленным мелом.

Можно, конечно, наклеивать на доску и сухую материю-паволоку, то есть не смоченную предварительно в клее, но в таком случае при наложении паволоки на проклеенную доску и выравнивании всей поверхности паволоки на доске, необходимо тотчас же покрыть ее слоем крепкого навара клея.

Следует добавить, что в случаях, когда иконные доски закрепляются в рамах "на постоянную", как, например, в рамах иконостасов, можно обходиться и без наложения паволоки на такие доски.

Богоматерь Одигитрия
Богоматерь Одигитрия.

Покрова Пресвятой Богородицы и образ св. Параскеви
Покрова Пресвятой Богородицы и
образ св. Параскеви.

Казанская Богоматерь
Казанская Богоматерь.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.