Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Искусствознание


(искусствоведение)

В широком понимании этого термина – комплекс наук общественного характера, изучающих отдельные разновидности искусства, их взаимодействие с действительностью и специфические особенности, связь с социальной жизнью общества, специфику развития и зарождение, взаимосвязь с прочими явлениями культурной жизни общества, комплекс задач формы и содержания художественных произведений, а также общественную художественную культуру в целом.

В области пластических наук искусствознание занимается теми же общими вопросами, что и все искусствоведческие науки, и включает в себя три основные части: историю искусств, их теорию и художественную критику, которые тесно взаимодействуют друг с другом и имеют свои особые задачи.

В состав искусствоведческих наук входит театроведение, киноведение, музыковедение, литературоведение, а также искусствознание в своем наиболее употребительном и узко практическом понимании – в качестве науки о пространственных и пластических искусствах, какими являются архитектура, живопись, скульптура, графика и декоративно-прикладное искусство.

Теория искусств развивает применительно к пластическим искусствам и каждому отдельному их виду социально-философские взгляды общества и общие воззрения на искусство, формулируемые эстетикой. Теория искусств изучает широкий круг вопросов идейного содержания, художественного метода, художественной формы, средств выражения, техники и технологии искусства, специфики его видов и жанров в их взаимосвязи; она рассматривает общие закономерности, объективную логику развития искусства, его взаимоотношения с обществом и воздействие на коллектив, личность.

История искусств изучает и описывает развитие искусства в целом, в какой-либо стране или в отдельную эпоху, анализирует эволюцию какого-либо вида или жанра искусства, творчества отдельного художника или целого направления.

Храм богини Афины (Архитектура)Художественная критика обсуждает, анализирует и оценивает явления современной художественной жизни, направления, виды и жанры современного искусства, творчество его мастеров и отдельные художественные произведения, соотносит явления искусства с жизнью и с общественными идеалами времени и класса. Этими задачами определяются основные области и литературные жанры искусствознания - теоретический трактат, руководство для художников, теоретическое или историческое исследование, общее или специальное, статья или доклад, посвящённый теоретической или исторической проблеме, критический обзор или этюд, освещающий ту или иную проблему текущей художественной жизни.

Искусствознание как наука, стремящаяся к объективности и точности своих выводов, пользуется методами общественных и ряда точных наук; вместе с тем, имея своим предметом художественное творчество, она базируется и на системе эстетических оценок и суждений вкуса, отражающих эстетические воззрения и вкусы эпохи, того или иного класса и связанные с ними индивидуальные установки искусствоведа. Теория, история и критика искусства опираются друг на друга и на эстетику. При этом теория и история искусства основываются на специфически научных методах, но критические суждения и эстетические ценностные ориентации своего времени составляют их неотъемлемую часть. В свою очередь, художественная критика, целью которой является суждение и оценка, часто пользуется научными методами, приходя к широким теоретическим и историческим выводам, рассматривая современный художественный процесс как этап истории искусства и как проявление её общих законов.

Во всех разделах искусствознания применяется метод анализа художественных произведений с целью выделить особенности их содержания и формы, определить характер единства этих последних и выявить объективное основание для той или иной эстетической оценки.

Царь Рахотеп XXVII (Скульптура)Обширна и разнообразна научная искусствоведческая деятельность по накоплению, тщательной обработке и обобщению конкретных фактов истории искусства. Сюда входят: открытие памятников искусства с помощью раскопок и экспедиций (в этом, как и в обработке обнаруженных материалов, искусствознание тесно связано с археологией и этнографией), а также разных видов реставрации; определение (в том числе атрибуция) памятников, их регистрация и систематизация; собирание сведений о художниках и произведениях; составление научных музейных и выставочных каталогов, биографических и других справочников; публикация литературного наследия художников - их мемуаров, писем, статей и т.д. Искусствоведческие знания опираются на ряд вспомогательных дисциплин, связанных с музейным делом, охраной и реставрацией памятников, технологией искусства, художественной иконографией, географическим и топографическим распределением памятников искусства и т.д., а также на ряд исторических дисциплин (хронология, эпиграфика, палеография, нумизматика, геральдика, сфрагистика и т.д.).

Общественное значение искусствознания определяется как научной ценностью его выводов и результатов, так и деятельностью по пропаганде и популяризации искусства (научная и научно-популярная литература, лекции, экскурсии), приобщением широкого круга читателей к произведениям искусства и к их пониманию. Выбор предмета исследования и изложения, характер анализа, оценок и выводов, отражая какие-либо эстетические воззрения и вкусы, способствуют и их дальнейшему формированию. Выступая с оценкой, поддержкой или осуждением произведений, художественная критика обращается не только к публике, но и к художникам, оказывая непосредственное активное влияние на процесс развития современного искусства. Но теория и история искусства, устанавливая ту или иную систему оценок в сфере современных эстетических принципов и художественного наследия, также глубоко воздействуют на творческий процесс своего времени.

Мона Лиза (Леонардо да Винчи, живопись)
Мона Лиза.
Леонардо да Винчи .
Живопись.

Бочонки (Декоративно-прикладное искусство)
Бочонки. Декоративно-прикладное
искусство.

Абстракция (А. Соколов, графика)
Абстракция. А. Соколов.
Графика.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.