Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Fatuitas et Pigritia - peccatumi mortalise (Смертные грехи: Глупость и Лень)

“Искушение Святого Антония“. 1512-1515 года. Изенхеймский алтарь Христианская мораль формулирует семь самых страшных, смертных грехов, противо-поставляя их десяти заповедям Христа. Семь смертных грехов, из-за которых душа человека после Страшного суда попадает в ад, порождены первородным грехом.

Глупость и лень изображали в виде обезьян, пародирующих обыденные занятия человека.

Лень (лат. Pigritia) показывали в образе вола, свиньи, осла или козла. Фигуру козла сопровождает надпись: «Ab haedis scindere oves» (лат., «Отделять овец от козлов”) - фраза Евангелия от Матфея (Мф. 25 : 32), означающая умение отделять доброе от дурного. В позднее Средневековье и эпоху Возрождения стали различать грех лени и вынужденную бездеятельность, порожденную философскими раздумьями. Тяжкий грех pacпутства и вероломства художники изображали в образе Мессалины, исторического лица, жены римского императора Клавдия. Распутная и жестокая Мессалина организовала смертельный заговор против мужа, но в 48 г. была казнена по приказу Клавдия. Её персона стала олицетворением разврата языческого Рима.

Оригинальным образом представляли аллегорию гордыни и лжи. Среди изображений на витражах Нотр-Дам в Париже, соборах Амьена, Шартра, Реймса можно видеть маленькую фигурку в остроконечном шутовском колпаке. Это иудей, который отказывается внять слову Евангелия. Подобным же образом позднее изображали протестантов.

“Изенхеймский алтарь“(в раскрытом виде). 1512 год В 1511 г. в Страсбурге вышла книга Й. Гейлера «Гранатовое яблоко» с иллюстрациями X. Бальдунга Грина. В ней изложены аллегории семи смертных грехов. Эту книгу и иллюстрации к ней использовал мастер М. Грюневальд при создании знаменитого Изенгеймского алтаря (1512—1515), на внутренних створках которого и изображена сцена «Искушение Святого Антония». Причем грехи показаны в виде болезней тела и души: уроды, монстры, окружающие святого.

Чудище в красном колпаке — лень, существо с огромной пастью — обжорство. Монстр, схвативший святого за волосы, — гнев. Подобие жуткого пресмыкающегося с нижнего края картины — скупость. Фигуры с гнойниками на теле — прелюбодеяние. Выдающийся художник Северного Возрождения П. Брейгель Старший также посвятил этой теме несколько произведений, в том числе серию рисунков для гравюр по заказу издателя И. Кока: «Семь смертных грехов» и «Семь добродетелей» (1556 —1557).

Это произведение связывают с наследием И. Босха (1453— 1516), нидерландского художника, который, вероятно, одним из первых изобразил в росписи крышки стола (ныне хранится в Эскориале, в Испании) чело-веческие пороки не в отвлеченных аллегориях, а в виде бытовых сценок. Начертанные под ними надписи: Ira — «гнев», Avaritia — «скупость», Desidia — «лень» (лат.) — разъясняют смысл. В углах композиции показаны сцены Страшного суда, напоминающие о расплате, ожидающей грешников после смерти.


Мартин Шонгауэр . Картина “Искушение святого Антония“. 1470-1475 года
Мартин Шонгауэр .
Картина “Искушение святого
Антония“. 1470-1475 года.

Картина “Рыцарь, девушка и Смерть“ Ханса Грина Бальдуни
Картина “Рыцарь, девушка
и Смерть“
Ханса Грина Бальдуни.

Маттиас Грюневальд. Картина “Искушение святого Антония“
Маттиас Грюневальд.
Картина “Искушение святого
Антония“.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.