Самодеятельное искусство
Особый тип массовой художественной культуры: свободное художественное творчество автодидактов, самоучек, людей, не имеющих специальной профессиональной подготовки в искусстве, занимающихся художественной деятельностью на досуге. К сфере самодеятельного искусства относятся низовые слои изобразительного и декоративно-прикладного искусства и родственные формы духовной культуры, а также соответствующие им организационные формы (самодеятельные студии, кружки самодеятельности).
Самодеятельное искусство существует как параллельный мир по отношению к «высокому», традиционному народному искусству и к «ученому», профессиональному искусству, отчасти примыкая к тому и другому, отчасти подражая им, в какой-то мере питая их талантами. Самодеятельное искусство создает для себя собственную широкую зрительскую аудиторию как среду, в которой развиты тяга к творчеству, способность сопоставить собственные творческие усилия с профессиональным и народным искусством; самодеятельное искусство повышает таким образом заинтересованность искусством в обществе.
Однако в самостоятельную практику и теоретическую проблему самодеятельное искусство выделилось лишь в XX в., когда появилась необходимость осмыслить различия между тремя основными типами культуры и творчества — профессиональным, народным и самодеятельным искусством, появилась и потребность в специальной организации, поддержке самодеятельных художников (так, например, в СССР возникли дома народного творчества, студии самодеятельного искусства, кружки при дворцах культуры и т.п.). В самодеятельном искусстве проявляют себя таланты-самородки, ощутившие радость творчества, освоившие некоторые художественные навыки; многие из них (особенно молодежь) становятся художниками-профессионалами.
Нередко самодеятельные студии становятся подготовительной ступенью для приобщения к академическому профессиональному искусству, для последующего поступления в художественные учебные заведения. Вместе с тем изобразительное самодеятельное искусство существует самостоятельно, независимо от профессионального: устраиваются выставки, фестивали, конкурсы самодеятельного искусства; произведения самодеятельных художников находят свое собственное применение, например, в украшении костюма, домашнего интерьера, имеют собственный выход на рынок и сбыт и, главное, имеют свою специфику и свой круг почитателей.
Самодеятельное искусство свободно от академических правил, от тех норм профессионализма, которые воспитываются художественной школой, а также от канонов и традиций, передаваемых из поколения в поколение и определяющих внутренний распорядок и образный строй всех видов народного искусства. Самодеятельное искусство дает простор личной инициативе, самостоятельности. Это может приводить к неожиданным результатам в творчестве, к самобытному и яркому проявлению дарований. В самодеятельном искусстве могут естественно и полно проявиться творческая непосредственность, непредвзятость, чистота открытого взгляда на мир, очарование примитива.
Вместе с тем в самодеятельном искусстве могут быть очевидны профессиональная беспомощность, отсутствие четких эстетических ориентиров и той художественной культуры, которую дает своему воспитаннику школа, а народному мастеру — закрепленная коллективным творческим опытом художественная традиция. Но при этом самодеятельное искусство имеет очень широкую социальную базу, так или иначе охватывая все население; самодеятельное искусство нередко становится естественной лабораторией живых творческих поисков и открытий, которые впоследствии воспринимаются, с одной стороны, профессиональным искусством, с другой — народным искусством (что закрепляется традицией художественного ремесла).
Взгляды на самодеятельность прошли несколько этапов эволюции. Самое большое внимание самодеятельности уделялось в советские времена (различные студии, клубы, кружки, научно-методическая и учебная работа, семинары и прочее). Непрофессиональное искусство, во многом похожее на самодеятельность, развивается и за рубежом – в Америке, Дании, Германии.
Одним из проявлений самодеятельного искусства является художественная самодеятельность. Она включает в себя в том числе создание и исполнение художественных произведений силами исполнителей-любителей индивидуально (певцы, чтецы, музыканты, танцоры, акробаты) или коллективно (кружки, студии, народные театры). В дореволюционной России любительские исполнители объединялись в кружки и общества при клубах и собраниях. Существовали и рабочие кружки, народные театры, находившиеся под строгим контролем властей. В СССР в середине 1920-х г. зародилось трамовское движение. В 1930-е г. получили массовое распространение драматические и музыкальные коллективы, позднее эстрадные и цирковые, различные ансамбли (народного танца, песни и т.д.) и оркестры.
Самодеятельное художественное творчество в СССР.
|
Цирковое самодеятельное искусство.
|
Фестиваль самодеятельного искусства.
|