Музей нового западного искусства
Собрание произведений западноевропейской живописи и скульптуры (преимущественно французской) с начала 60-х г. XIX в. — Э. Мане, О. Ренуара, Э. Дега, К. Моне, В. ван Гога, П. Гогена, К. Писарро, А. Тулуз-Лотрека, П. Сезанна, А. Матисса, П. Пикассо, О. Родена и других. В основе — коллекции С.И. Щукина и И.А. Морозова. Собрание Щукина открыто в 1918 г. как 1-й Музей новой западной живописи (Большой Знаменский переулок, 8); собрание Морозова — в 1919 г. как 2-й Музей новой западной живописи (улица Пречистенка, 21). В 1923 г. оба музея объединены в Музей нового западного искусства, который с 1925 г. стал филиалом Музея изящных искусств. В 1928 г. фонды сосредоточены в одном здании (улица Пречистенка, 21), после ликвидации музея в 1948 г. распределены между Музеем изобразительных искусств и Эрмитажем.
В Музее нового западного искусства находилось 19 работ Клода Моне, 11 — Ренуара, 29 — Гогена, 26 — Сезанна, 10 — Ван Гога, 9 — Дега; 14 — Боннара, 22 — Дерена, 53 — Матисса и 54 — Пикассо. Судьба коллекций Щукина и Морозова оказалась весьма драматичной, как и сама породившая их эпоха. К «уничтожению» едва открывшегося музея приступили сразу же. Первым сигналом стал осмотр новой экспозиции на улице Кропоткина, 21 Рабочей бригадой Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции РСФСР. Заведующая отделом рукописей ГМИИ Маргарита Аксененко нашла и опубликовала вердикт бригады целиком. Суть его заключалась в следующем: высчитать в процентах «беспредметные и непонятные для массового зрителя сюжетные картины», «понятные, но не отражающие общественных проблем» натюрморты и пейзажи без людей, а также картины с людьми «без очевидной классовой принадлежности». Отдельно следовало пересчитать «революционно-активные, агитирующие в нужном направлении» картины, из которых, в свою очередь, выделить «реакционно-активные, затемняющие классовое сознание», а также «нейтральные: пассивно-протокольные портреты».
«Посвященных по тематике рабочему классу» картин удалось насчитать всего девять, что составило лишь 2,18% от общего числа произведений ГМНЗИ. Выяснилось также, что эскизы и макеты экспозиции не были утверждены в соответствующих инстанциях. Вопрос следует ли сохранить музей «для гурманов и эстетов» и «возможно ли его изменить» рабочая бригада до поры до времени оставила открытым.
Война отсрочила неминуемую ликвидацию музея. Картины эвакуировали в Свердловск, а когда в 1944 году привезли обратно, так и оставили в ящиках и рулонах. Победа не принесла так ожидаемой свободы. В 1946 году «идеологически вредным» было названо творчество Зощенко и Ахматовой, а в январе 1949 г. началась кампания против «космополитизма» и «низкопоклонства перед заграницей». Но главного очага «формализма» к этому времени уже не существовало: постановлением Совмина от 6 марта 1948 года ГМНЗИ, подписанным Сталиным, был ликвидирован как «рассадник формалистических взглядов и низкопоклонства перед упадочной буржуазной культурой эпохи империализма», нанесший «большой вред развитию русского и советского искусства». Этот факт стал одним из самых мрачных преступлений тоталитарного режима в области художественной политики. Он разрушал исторический контекст сложения музеев как институтов культуры.
Ночное кафе. Ван Гог.
|
Музей Нового Западного искусства. 1-ое отделение.
|
Певица в зеленом. Эдгар Дэга.
|