Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Эзоп

Т. Бьюик. Иллюстрация к басне Эзопа Волк и журавль ЭЗОП (ок. VI в. до н.э.) – древнегреческий писатель, баснописец, считается родоначальником жанра басни. Из описаний он предстает человеком уродливым, горбуном, но бесконечно мудрым и наделенным литературным даром.

Эзоп, подобно Гомеру, - личность легендарная: доподлинных сведений о его жизни до нас не дошло. Однако косвенные доказательства все же существуют. Так, к примеру, древнегреческий историк Геродот пишет о рабе самосца Исадмона Эзопе, жившем во времена правления царя египетского Амасиса (570—526 гг. до н. э.). А Гераклид Понтийский утверждает: Эзоп родился во Фракии и его первым хозяином был Ксанф. Кстати, за право считаться родиной Эзопа до сих пор спорят Сарды, Месембрия, Самос и Котиэй (Фригия).

Существует легенда (ее поддерживает Плутарх), что Эзоп жил в Сардах и служил советником у царя Крёза – легендарного правителя Лидии. Здесь, якобы, баснописец принял участие в пире Семи мудрецов. Более того, в комедии Платона (жил в конце V в.) «Эзоп» можно прочитать о том, что Эзоп стоял во главе Семи мудрецов. Современник Платона – Лисипп – также поддерживает это мнение.

Египетский биограф Эзопа в 1 в. н.э. пишет: Эзоп жил в рабстве на острове Самос, а впоследствии, получив свободу, отправился в Вавилон. Здесь произошла его встреча с Ликургом, легендарным законодателем Спарты - Эзоп загадывал Ликургу загадки…

Единственное, в чем сходятся все источники, так это в названии места, где баснописец принял свою смерть. Наиболее подробно рассказывает об этом Аристофан в комедии «Осы» и Геродот. Легенда гласит, что несколько граждан Дельф возненавидели Эзопа за его злословие и вознамерились наказать баснописца. С этой целью они украли из храма золотую чашу и подбросили ее в котомку Эзопа. Была поднята тревога, богомольцев обыскали – и нашли пропажу у Эзопа. По законам того времени за святотатство он был забит камнями.

Много исторических анекдотов о жизни древнегреческого баснописца приведено в предисловии к своду басен Эзопа, собранном монахом Максимом Планудом в XIV в., однако многие факты данного жизнеописания сегодня признаны недостоверными. Несмотря на неопределенность биографических сведений, древние греки в существовании ни Эзопа, ни Гомера не сомневались.

Поучительные истории, приписываемые Эзопу, назвали баснями и, соответственно, рождение данного литературного жанра было отнесено к VI в. до н.э. Первый же известный сборник басен Эзопа датируется рубежом IV-III в. до н.э. и включает в себя около 200-т текстов. Работал над ним Деметрий Фалерский, он же назвал сборник «Эзоповы басни». До этого времени басня бытовала в устной традиции. Деметрий Фалерский стал зачинателем традиции басенных записей, которая особенно распространилась во времена поздней античности, а также средневековья.Иллюстрация к Басням Эзопа. Манускрипт 15 в., Франция

Тексты басен Эзопа кратки, просты по содержанию, сюжет не загроможден подробностями и также предельно прост и, что немаловажно, мораль декларируется отчетливо. Язык близок к обыденному, разговорному, в нем мало прилагательных и часто встречаются глаголы, ведь эзоповские басни – это, в первую очередь, рассказ о поступке, действии, а не описание обстановки. В этих текстах редко встретишь диалог, разве что прямая реплика обозначит собой развязку. Зачастую басни Эзопа имеют четыре части: экспозиция, замысел, действие и неожиданный финал. В некоторых случаях данная схема варьируется в сторону упрощения композиции или, наоборот, ее усложнения.

Персонажами басен Эзопа являются животные и растения (более 80 их разновидностей), люди различных профессий (их исследователи насчитали около 30), также боги и мифологические фигуры. Самые популярные персонажи – это лиса, волк, змея, лев, осел, собака, крестьянин и т. п. Все они, впрочем, являются фигурами условными, носителями конкретных функций.

Многие сюжеты «Эзоповых басен» читателю отлично знакомы по обработкам, сделанным Ж. Лафонтеном, И. И. Дмитриевым, И. А. Крыловым и др. К ним относятся «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Волк и журавль», «Волк и ягненок», «Жук и муравей», «Лошадь и осел» и др.


Портрет Эзопа во весь рост
Портрет Эзопа
во весь рост.

Бюст Эзопа
Бюст Эзопа.

Статуя Эзопа в профиль
Статуя Эзопа
в профиль.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.