Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Салон


(по-французски salon - комната, гостиная, от итальянского sala — зал)

Дамский салон (А. Боссе, XVII век) 1) Помещение для выставок, демонстрации товаров, а также магазин, где продаются художественно изготовленные товары, произведения искусства, или ателье, где работа выполняется художественно. Например: Художественный салон, салон-парикмахерская, салон дамской обуви.

2) Гостиная, комната для приемов.

3) Литературный, художественный или политический клуб единомышленников, собирающихся в частном или арендуемом доме, называемом также «салоном» — с прибавлнением символического наименования или имени содержателя, владельца. Например: «Салон независимых», салон Маргариты Наваррской. Наиболее прославленные салоны — французские, группировавшиеся вокруг какой-либо выдающейся женщины, т.н. «царицы салона», которая, как правило, отличалась остроумием, талантом или красотой. Обычно собирались в её доме. Первые салоны относятся к XVI в. (салоны Маргариты Наваррской, Марии Шотландской, Маргариты Валуа (королевы Марго)).

Французские салоны имели большое значение для зарождения феминизма. Например, выражение «синий чулок» (по-французски les bas-bleues) как определение умной женщины, не рыщущей в поисках брака, появилось именно тогда и лишь позже приобрело негативную приниженную окраску.

Литературные салоны оказали большое влияние на развитие русской культуры. В них создавались литературные кружки, объединения, впервые читались вслух произведения, которые при существовании царской цензуры появлялись на бумаге много позже (например, «Горе от ума»). Посетители салонов, как правило, были единомышленниками (например, славянофилы).

4) Внутреннее помещение автобуса, самолета и т.п. для пассажиров, а также зал ожидания в ателье, парикмахерской.

Рождение Венеры (А. Кабанель, главная картина салона 1865 г.) 5) Название периодических выставок современного искусства во Франции. Официальные выставки современного искусства организовывались в Париже с XVII века: с 1699 г. они размещались в Лувре, сначала в Большой галерее, а с 1737 по 1848 г. — в так называемом Квадратном салоне, откуда и происходит название «салон»; затем официальные салоны устраивались в Большом дворце Елисейских полей. С середины XVIII в. салоны приобрели регулярный характер, а в конце XVIII в. и с 1863 г. проводились ежегодно.

До Великой французской революции в салонах участвовали лишь члены Королевской академии живописи и скульптуры. Революция открыла доступ в салоны всем художникам. Однако жюри салонов, начиная с периода империи Наполеона I (1804—1815 г.), систематически поддерживало рутинное академическое искусство, часто рассчитанное на обывательские вкусы (так называемое салонное искусство). Произведения прогрессивных мастеров нередко отвергались жюри; тем не менее ряд из них всё же проникал в салоны, превращая многие салоны (1819 г., 1824 г., 1831 г., 1850 г. и другие.) в арену борьбы передового и официально-академических направлений. На политику жюри художники часто отвечали устройством самостоятельных выставок (например, «Реализм» — выставка Г. Курбе, 1855 г., «Салон отверженных» — выставка будущих импрессионистов, 1863 г.).

В 1881 салоны перестали быть государственным мероприятием и перешли в ведение общества французских художников, устраивающего с тех пор ежегодно «Весенний салон». Критические обзоры салонов, писавшиеся с XVIII в. многими критиками, писателями, философами (Д. Дидро, Стендаль, Г. Гейне, Т. Готье, Э. Золя и другими), обычно также носили сокращённое название «салон». В конце XIX — начале XX в. возникают новые, авангардистские салоны — «Салон независимых», «Осенний салон», «Салон Тюильри» и другие. По аналогии с французским салонами подобное название получают и выставки в других странах (например, «Салон "Золотого руна"» в России, 1908 г., 1909—1910 г.).

Композиция к роману Консуэлло (В.Г. Бехтеев)
Композиция к роману
Консуэлло. В.Г. Бехтеев.
Аукцион "Весеннего
салона" 2008 г.

Салон (Джозеф Тёрнер)
Салон. Джозеф Тёрнер.

Салон красоты
Салон красоты.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.