Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Игра света и тени

Караваджо Ужин в Эммаусе Свет – составная часть светотени. Термин используется для обозначения самых освещённых элементов поверхности.

Многие любознательные люди считают, что легенды и мифы, положившие начало человеческой культуре, возникли около огня, который освещал, защищал и поддерживал общину. В примитивных человеческих группах и первых исторических цивилизациях важность роли света проявлялась в изображениях Солнца как центра жизни и могучей силы. Подобные символы изображали на гербах, эмблемах, одеждах королей и колдунов. Таким образом, в средние века свет считался божественным даром: он исходил от человека, который познал правду и мудрость Бога. На средневековых полотнах изображены религиозные фигуры с золотистым ореолом - символом святости.

Во время научной революции свет превратился в объект изучения. Понимаемый как материя, он был изучен до уровня открытий Исаака Ньютона, чьи находки основывались на разложении света. В мире искусства изучение света приобретает особое значение для начинающих художников, так как он рассматривается как ряд лучей или частиц, которые падают на формы или предметы и таким образом позволяют узнавать их. Художники внимательно созерцают мир, чтобы уловить различия и оттенки, которые дают нам возможность узнавать вещи.

Светотень стала пластической формой, которая лучше всего позволила художникам выразить свое знание света. Контраст между белым и черным служит в этих случаях для того, чтобы дать пластическое объяснение конфигурации предметов ясным, выразительным способом.

Кьяроскуро (светотень) позволяет художнику изобразить форму предмета с помощью игры света и тени: для этого используются световые гаммы, начинающиеся с белого цвета для изображения наиболее освещенных участков до темных теней, изображенных черным цветом. Леонардо писал по этому поводу: «Мы должны использовать белый цвет для изображения света». Ян Вермер Молочница. 1658. Рейксмузей. Амстердам.jpg

Обратите внимание, например, на картину Микеланджело Меризи да Караваджо «Ужин в Эммаусе». Жест Иисуса, благословляющего хлеб и остальную пищу, лежащую на столе, заставляет сотрапезников понять, что перед ними — воскресший Христос. Сюжет «Ужина в Эммаусе» дает возможность художнику экспериментировать, добиваться наибольшей выразительности сюжета при помощи света, словно выхватывающего из тьмы собравшихся вокруг стола персонажей. Результатом этого стало произведение, построенное на контрастном сочетании больших участков света и тени. Это характерный пример нового стиля, разработанного в живописи художником Караваджо. Этот стиль получил название тене-бросо, то есть «темный», «погребной». Такая манера позволяет при помощи света подчеркнуть важность момента, сосредоточить внимание зрителя на выразительных позах и жестах апостолов и дать возможность ощутить их удивление и потрясение.

Голландский художник Ян Вермер достиг большой славы благодаря своим полотнам, на которых он любил изображать обычных людей, занимающихся ежедневными домашними делами в интерьере собственного дома, в окружении предметов домашнего обихода. Как и в картине «Молочница», все его сюжеты разворачиваются на сцене, омытой легким прозрачным светом, излучающим тишину и спокойствие. Глядя на живопись Вермера, можно говорить о мгновении, превращенном в вечность, или о «святости» обычного момента, превращенного в вечность благодаря нежному сиянию света.

Знаменитое произведение Клода Моне «Руанский собор» принадлежит к серии из пятидесяти картин, написанных художником на тему Руанского собора в 1892—1893 гг. Он стремился передать в этой серии изменения, которые происходят с одним и тем же объектом, рассматриваемым с одной, неизменной точки, в результате перемены освещения и цвета. Поэтому Моне писал собор в разное время дня, от рассвета до сумерек, заменяя холст в тот же момент, когда менялось освещение.


Клод Моне «Руанский собор». Первая картина
Клод Моне «Руанский собор».
1894 г.

Клод Моне «Руанский собор». Вторая картина
Клод Моне «Руанский собор».
1894 г.

Клод Моне «Руанский собор». Третья картина
Клод Моне «Руанский собор».
1894 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.