Московская школа
Одна из локальных школ древнерусского искусства XIV-XVI в., возникшая в Московском княжестве и постепенно занявшая доминирующее положение в древнерусском искусстве. Так как Москва первоначально входила во Владимиро-Суздальские земли, Московская школа сложилась под влиянием художественных традиций Северо-Восточной Руси. Формирование московской школы относится к 1-й половине 14 в. и связывается с началом возвышения Москвы, когда Московское княжество стало самостоятельным: оно выделилось из Владимиро-Суздальского княжества, и основой искусства нового центра стали традиции домонгольской владимиро-суздальской живописи 12 - начала 13 в. Это придало ранней иконописи Москвы налет архаизации, проявившейся в статичности, упрощенности композиций, скупости цветового решения. Однако уже в раннемосковских памятниках наметилась та мягкая трактовка формы, которая станет отличительной чертой московской школы.
Для раннемосковского зодчества характерен широкий размах культового, а затем и крепостного строительства. В конце XIV - начале XV в. формируется особый тип храма. Пространственное решение московского храма определяется схемой четырехстолпного белокаменного храма с пониженными угловыми ячейками. Он украшен декоративными кокошниками, резными поясами по фасадам (например, Спасский собор Андронникова монастыря, 1420-1427 г.). В конце 14 века начинает распространяться новый тип храма - в виде небольшого строения с пристенными опорами, достаточно скромно декорированного (церковь в с. Каменское, Моск. обл., построенная в конце 14 – нач. 15 в.). В связи с созданием вокруг Москвы русского централизованного государства московское зодчество получило новый импульс к развитию. В столицу приглашались иностранные зодчие: А. Фиораванти, М. Фрязин и др. Именно сочетание местной и идущей извне традиции дало наиболее значительные образцы московской архитектуры конца XV-XVI в., в числе которых Грановитая палата, Архангельский собор и др.
В 14 веке живопись московской школы формировалась на основе объединения ведущих течений южнославянского и византийского искусства и местных направлений (иконы «Спас оплечный и «Спас Ярое Око», созданные в 1340-е годы, Успенский собор Московского Кремля). Греческие художники, появившиеся в Москве, познакомили русских мастеров с достижениями византийской живописи. Расцвет московской школы в конце 14 – нач. 15 века связан с работой таких прославленных русских мастеров, как Андрей Рублёв, Феофан Грек, Даниил Чёрный, объединивших в своём творчестве непосредственность ощущений и тонкий лиризм с глубокой философией бытия. Искусство Рублева и его современников питалось идеалами русского общества эпохи Куликовской битвы и высшими достижениями византийской живописи «палеологовского ренессанса».
В момент перестройки Московского Кремля в конце 15 века началось активное сотрудничество московских и приглашённых псковских мастеров (Благовещенский собор, 1484-1489 г. и др.) с итальянскими зодчими (Успенский собор, 1475-1479 г., архитектор Аристотель Фьораванти и др.). Это дало возможность значительно обогатить технику строительства, расширить арсенал форм и возможностей древнерусского зодчества. Традиции мастеров уровня Андрея Рублёва во 2-й половине 15 – начала 16 века получили продолжение и развитие в росписях и иконах Дионисия, которые так ценны своим нарядным и праздничным колоритом, гармонией композиции и пропорциональной изысканностью. Достижения московской школы являются одной из вершин искусства Древней Руси и оказали значительное влияние на его дальнейшее усовершенствование и развитие.
В 16 в. московская иконопись с развитием богословия усложняется сюжетно и иконографически, в ней возрастает аллегорическое и морализующее начало. Контуры резко очерчиваются, колорит становится темнее, а живопись — суше и холоднее. В конце 16 в. возникает повышенное внимание к эстетической стороне произведения. Царские мастера, условно называемые Строгановской школой (Прокопий Чирин, Истома Савин), создают изысканные мелкофигурные композиции, подчеркивая хрупкость фигур, стремясь к нарядности колорита, красоте пейзажных фонов. В 17 в., после Смутного времени, в Москве возникает крупнейший центр живописного дела — мастерские Оружейной палаты. Симон Ушаков, Федор Зубов, Кирилл Уланов искали средства обновления иконописи. Новые иконографические схемы, живописные и технические приемы, нередко заимствованные из арсенала живописцев и граверов Европы, распространились по стране. Из локальной живописной школы эпохи феодальной раздробленности московская школа живописи превратилась в художественный центр, определявший ха¬рактер всей русской живописи вплоть до конца 17 в.
В 16 в. московская иконопись с развитием богословия усложняется сюжетно и иконографически, в ней возрастает аллегорическое и морализующее начало. Контуры резко очерчиваются, колорит становится темнее, а живопись — суше и холоднее. В конце 16 в. возникает повышенное внимание к эстетической стороне произведения. Царские мастера, условно называемые Строгановской школой (Прокопий Чирин, Истома Савин), создают изысканные мелкофигурные композиции, подчеркивая хрупкость фигур, стремясь к нарядности колорита, красоте пейзажных фонов. В 17 в., после Смутного времени, в Москве возникает крупнейший центр живописного дела — мастерские Оружейной палаты. Симон Ушаков, Федор Зубов, Кирилл Уланов искали средства обновления иконописи. Новые иконографические схемы, живописные и технические приемы, нередко заимствованные из арсенала живописцев и граверов Европы, распространились по стране. Из локальной живописной школы эпохи феодальной раздробленности московская школа живописи превратилась в художественный центр, определявший характер всей русской живописи вплоть до конца 17 в.
Спас оплечный. 16 век.
|
Грановитая палата в Московском Кремле.
|
Троица. Андрей Рублев. 15 век.
|