Boreus Renatus
Северное Возрождение — переломная эпоха в развитии искусства стран Северной Европы: Нидерландов, Германии, Франции — первой половины XVI в. Характеризуется формированием и интенсивным развитием новых жанров, способов, технических приемов изобразительного искусства, персонализацией творчества, появлением выдающихся мастеров. Отсюда слово «возрождение».
Основная особенность большинства произведений Северного Возрождения — экспрессивность. Немецкие художники редко представляли, как это делали итальянцы, одну фигуру подле другой в автономном изобразительном пространстве. Св. Себастьяна они показывали не прекрасным юношей с гладким телом, невозмутимо стоящим на фоне античной колонны, несмотря на впивающиеся в него стрелы язычников, а на фоне ветвистого дерева, сливающимся с её искореженным стволом и извивающимся имеете с ним.
Средоточие выразительности — не пластика тела, а напряжение пространства, отсюда «судорожные» движения, кажущаяся некрасивость форм и неестественный «готический истер», раздувающий без конкретной мотивации складки одежд. Различия тектонического мышления итальянцев и экспрессивного мироощущения северян в связи с изображениями Св. Себастьяна Вёльфлин сформулировал следующим образом: «Юг видел колонну в дереве, а Север — дерево в колонне».
Взволнованность, внутреннее напряжение сказываются в надломе, в строении фигур даже в произведениях Дюрера, который много внимания уделял изучению пластической анатомии, но в отличие от Леонардо да Винчи трактовал ее не экспериментально, а мистически и на практике чаще деформировал фигуры. Если для итальянского художника идеальные пропорции, архитектоника и симметрия были откровением его свободного познания природы, то для немецкого любая закономерность кажется искусственной и всегда сохраняется потребность в своеволии, в нарушении правила... То, что итальянцу кажется ошибкой в рисунке, немец может оценивать как положительное».
Северное Возрождение. Картина 1500 года.
|
Нидерланды. Картина Северного возрождения.
|
Северное Возрождение.
|