Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Святой колодец

Святой Колодец Монастырский святой колодец «Святой колодец» (лат. Sacrum Pu-teus) — водоем, иногда с фонтаном в центре, с навесом — киворием, находящийся посреди атриума, кьостро, или клуатра, — внутреннего двора храма, средневекового монастыря. Символически переосмысляется как источник вечной жизни, которую дарует вера в учение Христа. Утилитарно используется в качестве колодца для воды, а также для омовения, очищения перед входом в церковь.

Обычай подобных сооружений восходит к мифам и легендам. В Древней Греции источники воды оформляли мраморными чашами и стелами в память о Каллирое, согласно мифу, покончившей с собой у источника воды. Источники называли «кренами» (греч. krene — «источник, родник»), а скульптурные изображения зверей, мифологических существ, охраняющих источник, — кренофилаксами. В Риме источники воды посвящали местным божествам, связывали с древними поверьями и приметами. Такой путеал (лат. putealis — «колодец, каменная ограда вокруг источника») находился на Римском Форуме.

В Палестине от редких колодцев посреди пустыни зависела жизнь человека и разводимых им коз и овец. Поэтому в Библии в прямом смысле слова родник, источник назван: «колодезь воды живой» (Быт. 26:19; Иер. 2:13). Разбитый, пересохший колодец — символ ложного, неправедного учения (2 Пет. 2:17). От древнего колодца, вырытого Авраамом и вновь открытого Исааком, произошло название города на юге Палестины — Вирсавия (др.-евр. Beerseba — «Колодец клятвы»).

Источник Девы Марии (или источник Святого семейства) почитается в г. Назарете. Переосмысление античных мифов и христианских легенд, в частности аллегорий из сочинения «Гипнеротомахия Полифила», послужило основой многих символических композиций изобразительного искусства. Знаменитым произведением средневекового искусства является «Колодец пророков», или «Колодец Моисея», — архитектурно-скульптурная композиция с многими фигурами, изображающими пророков и сцену Распятия.

В искусстве средневековой Франции христианская символика соединялась с куртуазными сюжетами. В Национальной библиотеке в Вене хранится французский манускрипт «Сердце, объятое любовью» (1457). На одной из его красочных миниатюр под названием «Сердце и Желание у волшебного источника» изображен рыцарь, стоящий перед стелой и читающий эту надпись, другой рыцарь показан спящим под деревом (сравн. «Сон Рафаэля»).

Источники в монастырских садах получали названия, связанные с символикой Мадонны Иммакулаты («Незапятнанной»). На постаменте, под киворием устанавливали скульптуру, изображающую Мадонну с Младенцем, освящающую источник. Такие «фонтаны» именовали «Источник в саду» (лат. «Fons Hortorum»), «Колодец воды живой» (лат. «Риteus aquarum viventium»). В Париже, на о. Ситэ, у апсиды собора Нотр-Дам можно видеть «Святой колодец» — монументальное сооружение над чашей бассейна со статуями Ангелов и фигурой Мадонны с Младенцем под табернаклем. Это неоготическое сооружение создано в 1844 г. по образцу средневековых.


Святой Колодец
Святой Колодец.

Святой колодец. Дмитрий Бодунов
Святой колодец.
Дмитрий Бодунов.

Святой Колодец
Святой Колодец.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.