Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Абрамцевский художественный кружок


(Мамонтовский кружок)

Мамонтовский кружокНеформальное общество, состоящее из творческой русской интеллигенции: музыкантов, театралов, художников, ученых. Зародился в Риме в 1872 году. В это время видный меценат и предприниматель И.С. Мамонтов познакомился с русскими деятелями искусства и художниками: А.В. Праховым, М.М. Антокольским, В.Д. Поленовым. Затем, вернувшись в Россию, Мамонтов приглашает их в Москву. Начиная с 1874 года они встречаются в доме Мамонтова в Москве на Садовой-Спасской улице, а затем в Абрамцево - усадьбе мецената. Именно в этой усадьбе в 1870 - 1890 годах действовал абрамцевский художественный кружок.

В начале восьмидесятых годов девятнадцатого века кружок пополняется новыми членами. В него входят Е.Д. Поленова, М.В. Нестеров, В.М. Васнецов, Валентин Александрович Серов, И.Е. Репин, К. А. Коровин. "Абрамцево" стало для них "самой лучшей на свете дачей". Участники кружка жили в усадьбе все лето, вместе с семьями. Заботливый хозяин со всем комфортом размещал гостей в летних флигелях и деревянных домиках, а также в главном доме усадьбы. Члены кружка воплотили декларируемый ими культ красоты в традициях народного искусства и различных новаторских стилевых решениях. Немало шедевров было созданно именно здесь.

В "Абрамцево" в 1887 г. в столовой дома Мамонтова В.А. Серовым была написана знаменитая "Девочка с персиками" - портрет Веры, дочери владельца усадьбы. Нестеровым в 1890 году в этих местах собирались этюды для "Видения отроку Варфоломею". Великолепные пейзажи местных окрестностей запечатлены на полотнах кистью И.И. Левитана, В.Д. Поленова, М.В. Нестерова, И.С. Остроухова. Над проникнутыми духом сказки полотнами "Богатыри" (1898 г.) и "Алёнушка" (1881 г.) работал в усадьбе В.М. Васнецов, а И.Е. Репин написал здесь в 1879 году картину "Проводы новобранца". Эти и многие другие работы привнесли в русскую живопись дивную поэтику русской старины, чудные этюды русского национального лирического пейзажа.

Работа Абрамцевского кружка породила неорусский архитектурный стиль. В этом стиле в 1881-1882 г. возведена церковь Спаса Нерукотворного, архитектора В.М. Васнецова, а также ее внутрений дизайн, авторство которого принадлежит М.М. Антокольскому, Н.В. Невреву, И.Е. Репину и др.; баня-теремок архитектора И.П. Ропета, мастерская-флигель В.А. Гартмана.

Изразец Павлин (М.А. Врубель)В "Абрамцево" были организованы различные мастерские: гончарная, вышивальная, резчицко-столярная. Началось возрождение народных русских ремёсел, к тому времени уже давно позабытых. Была возрождена вышивка, изразцы, резьба по дереву. Художники предпринимали экспедиции, которые финансировал Мамонтов. Они ездили на север в русские города, изучали древние памятники декоративно-прикладного искуства, иконописи, архитектуры.

Мастерская по вышиванию просуществовала недолго. В ней изготавливались фартуки, вышитые полотенца, самотканные скатерти. В столярной мастерской в 1880-1890-х годах изготавливались предметы домашней утвари, согласно эскизам В.М. Васнецова и Е.Д. Поленовой. Делались мебель, деревянные сундуки. Эта продукция была известна на международных и всероссийских выставках, завоевывала золото, пользовалась немалой популярностью.

Широко известны благодаря работе в гончарной мастерской стали керамические и скульптурные произведения М.А. Врубеля. Его декоративные панно, статуэтки, изразцы для каминов, майоликовые вазы создали новый виток истории национального декоративно-прикладного искусства. Значительным достижением кружка стали любительские спектакли. Художники выступали и в качестве актёров, и в качестве декораторов и сценаристов, создавая сценарии, костюмы, декорации к спектаклям. Постановки ставились каждый сезон с 1878 года. Летом - в усадьбе, зимой - в Москве, в доме Мамонтова на Садовой-Спасской.

Украшением этих спектаклей стали Ф.И. Шаляпин и К.С. Станиславский. Особенно прославила актеров постановка "Снегурочки" А.Н. Островского в 1882 году. Знаменитыми стали даже костюмы и декорации к сказке, изготовленные по эскизам В.М. Васнецова и ставшие новой страницей в искусстве изготовления декораций тех времен. Талант Ф.И. Шаляпина особенно проявил себя в домашних музыкальных постановках, где и возникла идея мамонтовской частной оперы.

Художественный кружок в "Абрамцево" стал удивительной лабораторией творчества, которая сыграла в развитии русского искусства уникальную роль, способствовала выработке новых художественных форм и идей, сформировала национальный вариант общеевропейского модернизма.

Девочка с персиками (В.А. Серов)
«Девочка с персиками».
В.А. Серов.
Государственная
Третьяковская галерея.
Москва 1887 г.

Совы
Совы.
Е.Д. Поленова.
Резьба по дереву.
1891-1894 год.

Декоративное блюдо Садко
Декоративное блюдо «Садко».
М.А. Врубель.
Майолика.
Частное собрание.
Москва 1896–1901 год.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.