Отличительные черты русского искусства в сравнении с западной культурой
В период с XVI по XIX века из Западной Европы русские мастера заимствовали формы архитектуры и живописи, технику масляных красок и эмалевых росписей, мебель и одежду. Однако в европейские формы русские вкладывали собственное содержание.
К этому содержанию прежде всего следует отнести особую пространственность, широту мышления, стремление к органичной связи отдельных форм с окружающей средой, яркость, звучность цветовых отношений. Именно эти качества отличают древнерусскую иконопись, фреску, архитектуру от византийских прототипов. Чувственностью, нежностью, лиpизмом отмечены лики Богоматери и святых в трактовке русских мастеров даже в сравнении с произведениями Палеологовского Ренессанса.
Показателен факт: мозаики, принятые в Константинополе и Киеве, в новгородской школе заменили фресковые росписи — более подвижные и эмоциональные. Декоративное понимание цвета отличает русское искусство от западноевропейской живописи с ее культом формы, ограниченной композиционными рамками, строгостью рисунка, осязательной ценностью объема. Проявлением национального отношения к изобразительному искусству являются парсуна, лубок, расписные изразцы, набивные узорчатые ткани, резьба и роспись по дереву, ярмарочное искусство, уличная вывеска.
Именно эти виды народного творчества в начале XX в. пытались возродить российские авангардисты объединений «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». Западная культура формы, несмотря на заимствование техники живописи, не привилась в России. Этим же объясняется (помимо религиозных ограничений) недостаточное развитие в России искусства скульптуры. «Слабость формы», если допустимы столь смелые обобщения, всегда отличала живопись русских художников в сравнении с произведениями западноевропейского искусства. Эта особенность, невзирая на различия содержания, в равной степени относима к большинству произведений русского академического искусства, картин русских пейзажистов, «передвижников», «жанристов».
Однако именно русское искусство, отчасти по названной причине, сохранило духовность религиозных образов, перенятых из Византии, в то время как развитие западноевропейского искусства в эпоху Итальянского Возрождения и в постренессансный период характерно тенденцией снижения духовности и усиления гедонизма. Новации, проникавшие в русское искусство под западноевропейским влиянием во второй половине XVI—XVII в., противоречили национальной традиции. Один из примеров — «исправление» обратной перспективы иконы А. Рублева «Троица» (1426), сделанное на позднейшем окладе иконы в XVII в.
Икона древнерусская.
|
Древнерусская иконопись XI - XVII вв.
|
Древнерусская икона.
|