Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Звериный стиль

Золотая застежка (Звериный стиль) Условное общее название широко распространенных в искусстве древности стилизованных изображений отдельных животных, частей их тела или композиций из нескольких животных. Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Наиболее развит в искусстве скифов, древних германцев, угро-финнов и др.; традиции его сохранились в средневековом искусстве и народном творчестве.

Истоки этого стиля следует искать в первобытном тотемизме (обожествлении животных как предков людей) и в «натуральном стиле» искусства первобытных охотников. В то же время «звериный стиль» отличается от абстрактного звериного орнамента VI-XIII в., распространенного в романском и норманнском искусстве, и от тератологических древнерусских мотивов. Более широкое понятие – зооморфные мотивы.

Древнейшие образцы звериного стиля известны в Египте и Месопотамии в 3-м тыс. до н.э., в Передней Азии, Индии и Китае — во 2-м тыс. до н.э. На территории бывшего СССР древнейшие образцы звериного стиля известны в Закавказье и на Северном Кавказе и относятся к 3-му тыс. до н.э. Во 2-м тыс. до н.э. звериный стиль появляется в Поволжье, Приуралье, Средней Азии и Южной Сибири. В наиболее развитом виде звериный стиль выступает в скифо-сарматском искусстве Северного Причерноморья и в искусстве племён Южной Сибири 1-го тыс. до н.э. и первых веков н.э.

Скифский звериный стиль сложился под влиянием искусства Ирана и Передней Азии, а в Причерноморье он испытал значительное влияние древнегреческого искусства. Для него характерны тонкое наблюдение природы, реалистическая передача форм животных и их движений, динамические композиции, изображающие борьбу зверей.

Уздечное украшение из Пазырыкского курганаНаиболее распространены изображения травоядных животных, хищных зверей и птиц, а также фантастических существ (грифонов). Приёмы изображений различны: гравировка по металлу и литьё, резьба по дереву и кости, аппликации из кожи и войлока; известна татуировка человеческого тела, выполненная в зверином стиле. Реалистичность изображений сочеталась с определённой условностью: фигуры зверей располагались применительно к форме вещи, которую они украшали; животные изображались в канонических позах (скачущие, борющиеся; копытные с подогнутыми ногами; хищники — иногда свернувшимися в клубок). Прослеживаются условные приёмы и в передаче отдельных частей тела животного (глаза в виде кружков, рога — завитков, пасть — полукруга и т.д.). Иногда изображалась часть тела зверя, служившая его символом (головы, лапы, когти зверей и птиц). Встречаются изображения зверей или их частей, помещенные на изображения других животных.

Полное господство зооморфных сюжетов наблюдается и в творчестве восточных соседей скифов – сарматов. Фигурки животных: грифонов, козлов медведей, пантер, барсов, волков, оленей и т.п. – украшают различные вещи сарматов. Особым богатством украшений отличается конская сбруя. В сарматском зверином стиле схематизация и условные черты заметно усилились, изображения часто покрывались многочисленными цветными вставками. Мастеразвериного стиля” часто совмещали в одном произведении все известные им художественные приемы. Но, несмотря на их пестроту, чего невозможно избежать, соединяя материалы различных фактур и окраски, а также заимствованные сюжеты, во всем чувствуется господство единого стиля, чуждого какой-либо эклектики.

Скифо-сибирский звериный стильЗвериный стиль дохристианской Европы в отличие от собственно “звериного” отмечается повышенным драматизмом, напряженностью форм. В этом орнаменте трудно выявить отдельные изображения: все, кажется, сплетено в один тугой клубок и уже нет возможности найти, откуда начинается и где заканчивается изображение того или иного фантастического животного. Этот орнамент лишен симметрии, в нем нет повторов одинаковых форм, нет интервалов, разделяющих части изображаемого предмета и подчеркивающих смысловой акцент орнаментального мотива.

В 1-м тыс. н.э. звериный стиль постепенно утратил своё значение, особенно в связи с распространением христианского искусства на Западе и мусульманского на Востоке. Однако изображения животных продолжали фигурировать в средневековом прикладном искусстве различных народов (в частности, Западной и Восточной Европы). Так, например, известны древнерусские ювелирные изделия, резьба по камню, заставки рукописных книг и т.д. с изображениями различных зверей, птиц и фантастических существ (китоврас, птица-сирин и др.).


Золотая застежка (звериный стиль)
Золотая застежка.
(звериный стиль).
Музей Виктории и Альберта.
Лондон. V-IV в. до н.э.

Пермский звериный стиль
Пермский звериный стиль.

Бляха в виде пантеры из Келермесского кургана
Бляха в виде пантеры из Келермесского кургана.
Звериный стиль. Золото.
Эрмитаж. Петербург. 6 в. до н.э.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.