Сюжет
(от французского sujet, буквально — предмет)
1) В в эпосе, драме, поэме, сценарии, фильме — развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, а иногда и в лирических. К литературе слово «сюжет» впервые применили в XVII в. классицисты П. Корнель и Н. Буало, имея в виду, вслед за Аристотелем, происшествия в жизни легендарных героев древности (например, Антигоны и Креонта или Медеи и Ясона), заимствованные драматургами позднейших времён. Но Аристотель в «Поэтике» применял для обозначения подобных происшествий древнегреческое слово «миф» в смысле «предание», которое в русском литературоведении обычно неверно переводится латинским словом «фабула».
Латинское слово «фабула» (от одного корня с глаголом fabulari — рассказывать, повествовать) употреблялось римскими писателями как обозначение всяких рассказов, в том числе мифов и басен, и получило распространение гораздо раньше, чем французский термин «сюжет». В немецкой классической эстетике (Шеллинг, Гегель) события, изображенные в произведениях, назывались «действованием». Различие в терминах, обозначающих одно явление, сделало их неустойчивыми и неоднозначными.
В современной литературной практике термины «сюжет» и «фабула» осознаются или как синонимы, или же сюжетом называется весь ход событий, а фабулой — основной художественный конфликт, который в них развивается (в обоих случаях термины удваиваются). В литературоведении сталкиваются два других истолкования. Сюжет произведения — одно из важнейших средств воплощения содержания — обобщающей «мысли» писателя, его идейно-эмоционального осмысления реальных характерностей жизни, выраженного через словесное изображение вымышленных персонажей в их индивидуальных действиях и отношениях.
Сюжет во всём его неповторимом своеобразии — это основная сторона формы (и тем самым стиля) произведения в её соответствии содержанию. Всю структуру сюжета, его конфликты и развивающее их соотношение повествовательных и диалогических эпизодов необходимо изучать функционально, в его связях с содержанием, в его идейно-эстетическом значении. При этом надо отличать сюжет в его неповторимости от отвлечённых сюжетных, точнее — конфликтных «схем» (А любит Б, но Б любит В, и т.п.), которые могут исторически повторяться, заимствоваться и каждый раз находить новое конкретное художественное воплощение.
На ранних этапах исторического развития эпоса его сюжеты строились по временному, хроникальному принципу сочетания эпизодов (волшебные сказки, рыцарские и плутовские романы). Позднее в европейском эпосе возникают концентрические сюжеты, основанные на едином конфликте. В концентрическом сюжете эпоса и драматургии конфликт проходит через всё произведение и отличается определённостью своей завязки, кульминации и развязки. Только на основе анализа сюжета можно функционально анализировать фабулу произведения во всём сложном соотношении её собственных сторон.
2) В изобразительных искусствах — определённое событие, ситуация, изображенные в произведении и часто обозначаемые в его названии. В отличие от темы, сюжет представляет собой конкретное, детальное, образно-повествовательное раскрытие идеи произведения. Одна и та же тема может быть передана во множестве сюжетов. В изобразительном искусстве сюжетными в первую очередь являются произведения бытового, исторического и батального жанров.
3) В более широком смысле под сюжетом в изобразительном искусстве понимают любой объект живой натуры или предметного мира, взятый для изображения, в том числе единичный предмет. Нередко сюжет заменяет понятие мотив, положенный в основу произведения (особенно пейзажа).
Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года. И.К. Айвазовский. 1848 г.
|
Изгнание торгующих из храма. Эль Греко. XVI век.
|
Сюжет "Похищение Елены" на гобелене. XVII век.
|