Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

«Переклички» Запада и Востока эпохи русского Ренессанса

Икона Усекновение головы Иоанна ПредтечиИдея «переклички» Запада и Востока на рубеже XV—XVI вв. нашла отражение в дальнейшем в философской и художественной литературе. В романе Д. С. Мережковского «Воскресшие боги» (второй части трилогии «Христос и Антихрист»; первые главы романа опубликованы в 1899 г.) описаны последние годы жизни Леонардо да Винчи, выдающегося художника Итальянского Возрождения, которые он провел во Франции, в замке Кло де Лу близ Амбуаза (1516-1519), по приглашению короля Франциска I.

В 1517 г. к королю Франциску из Рима в Амбуаз прибыл русский посол (в Риме он вел переговоры о возможности объединения церквей). В свите русского посла находился иконописец Евтихий, ученик старца Прохора из Городца и Даниила Черного (они работали вместе с Андреем Рублевым во Владимире и в Москве). Евтихий, имевший возможность познакомиться с итальянским искусством в Венеции и Риме, оказался на перепутье и после долгих сомнений сделал вывод: «Без своего умышления, без разума, мастеру доброму быть нельзя!»

Писатель придумал визит Леонардо да Винчи в мастерскую Евтихия и то, как Леонардо внимательно изучал древнерусские иконы и способ их письма. Евтихий писал «позлащенные крылья» Иоанна Предтечи, «внутри багряно-золотистые, как пламя, снаружи белые, как снег, широко распростертые в лазурном небе над желтою землей и черным океаном, подобные крыльям исполинского лебедя». Леонардо да Винчи в том же году заканчивал свою картину — изображение Иоанна Крестителя, «женоподобного и бескрылого», и русского иконописца «пленяла его чуждая прелесть».

В творчестве древнерусских и итальянских художников, в особенности венецианской школы, действительно существует много общего. Но есть и различия. Работы русских мастеров, несмотря на различные новации, в целом не обладают той степенью индивидуализации и персонализации творчества, которая была достигнута в эпоху Возрождения в Италии.Леонардо да Винчи-Иоанн Креститель В России также не возникло органичного соединения христианской идеологии с формами античного искусства, переосмысления классических способов формообразования и античной мифологии, какое могло происходить в то время только в свободных городах-республиках Италии. Именно поэтому правильнее применять к древнерусскому искусству XV—XVI вв. определение не «ренессансный стиль», а «ренессансные тенденции», или, что ещё точнее, «предренессансные тенденции».

Согласно третьей, наиболее общей концепции, Ренессанс на Руси вообще «не состоялся», поскольку предренессансные тенденции были насильственно прерваны губительной политикой Ивана IV Грозного (1533—1584) — отменой Кимрских привилегий (1555), введением опричнины (1565), жестоким подавлением свободы мышления и поведения. Провозглашение Москвы «Третьим Римом" также привело к духовной изоляции Руси от Европы. Следствием этих несчастливых обстоятельств стало резкое замедление темпов развития культуры.

Согласно данной концепции, функции несостоявшегося русского ренессанса взяло на себя искусство «русского барокко» XVII в., имевшее не столько барочный, сколько просветительский характер.


Портрет в стиле Ренессанс
Портрет
в стиле Ренессанс.

Мадонна с младенцем Творчество Леонардо да Винчи
Мадонна с младенцем.
Леонардо да Винчи.

Икона Рождество святого Иоанна Предтечи
Икона.
Рождество святого
Иоанна Предтечи.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.