Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Myrrhinum sevrskiy (Севрский фарфор)

Изделия из Севрского фарфораСЕВРСКИЙ ФАРФОР (франц. sevres рогcelaine) — разновидность художественных изделий из фарфора второй половины XVIII-XIX вв. В 1740 г. во Франции, в Венсенне (в 100 км к востоку от Парижа), была основана «Королевская мануфактура французского фарфора», третья из крупных мануфактур в Европе, после предприятий Майссена и Вены. В 1756 г. по инициативе маркизы де Помпадур мануфактуру перевели в Севр — местность к юго-западу от Парижа, на полпути между столицей и Версалем, где уже существовало стекольное производство.

Первые изделия изготавливали в подражание более знаменитым майссенским. Однако постепенно в русле эстетики Рококо стал формироваться оригинальный художественный стиль. Его создателями стали живописец Ж.-Ж. Башелье, скульптор-модельер и технолог Л.-А. Фурнье. Башелье руководил живописной мастерской в Венсенне и Севре в 1748-1793 гг., он ввёл в роспись фарфора композиции из цветов и фруктов. С 1747 г., сначала в Венсенне, а потом в Севре, работал скульптор-модельер, ювелир, орнаменталист Жан-Клод-Тома Дюплесси (1702—1774). Химик Жак Элло изобрел оригинальную краску — «королевскую синюю» (франц. «bleu de Roi»), а затем «розовую помпадур» («rose de Pompadour»), по которым всегда можно узнать севрские изделия.

Изделия из Севрского фарфора Характерный прием — роспись в резервах (в оставленных незакрытыми ярко-синей или розовой глазурью участках фона) «цветами и птицами», мотивами из цветочных гирлянд, пейзажами. Такие композиции, как правило, имели обрамления из золоченых рокайлей и растительных побегов. Использовались также популярные в эпоху Рококо мотивы шинуазри («китайщины»). После 1770 г. стиль рокайля постепенно вытеснялся стилем Людовика XVI, для которого, в частности, были характерны росписи «под камеи» (франц. «en camaien») в технике гризайль - однотонная роспись, которая имитировала античные геммы.

В 1751 г. Башелье стал изготавливать фигурки из неглазурованного фарфора - бисквита, которые также ассоциировались с античным искусством. С приходом на мануфактуру в 1757 г. выдающегося скульптора Этьенна-Мориса Фальконе (1716 - 1791) севрские бисквиты получили европейскую известность. Вначале Фальконе работал по рисункам Ф. Буше, но затем стал использовать собственные модели. Свои лучшие произведения Фальконе создал именно в бисквите. К ним относятся портрет мадам де Помпадур, парные статуэтки Амура и Психеи и знаменитая «Купальщица», которую повторяли на мануфактуре в течение многих десятилетий.


Изделия из Севрского фарфора
Изделия из Севрского фарфора.

Изделия из Севрского фарфора
Изделия из Севрского фарфора.

Фальконе Э.М. Купальщица, Пигмалион и Галатея
Фальконе Э.М.
Купальщица,Пигмалион
и Галатея.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.