Светотень
(по-английски и итальянски chiaroscuro, по-французски clair-obscur, по-немецки hell-dunkel)
Распределение светлых и тёмных зон на объекте, обусловленное формой и фактурой его поверхности, освещением и позволяющее зрительно воспринимать объём и рельеф. В живописи и графике светотень — распределение отличающихся по степени яркости цветов или оттенков одного и того же цвета, которое делает изображение объёмным и выпуклым, пребывающим в свето-воздушной среде.
Светотень не только выявляет объем предмета, объекта и его расположение в пространстве, характер среды, но и служит важным средством эмоциональной выразительности. В архитектуре, скульптуре, предметах декоративно-прикладного искусства светотень зависит от реального освещения, пластики — выпуклостей, вогнутостей, создающих игру света и тени, их контрастное или нюансное соотношение, а также от гладкой или шероховатой фактуры поверхности. Светотень в живописи и графике передает не только постоянные качества предметного мира, объем, структуру, характер поверхности предмета, но и изменчивость среды, состояния атмосферы.
Светотень является одним из средств композиционного построения и выражения замысла произведения. Светотень является важным выразительным средством, обладающим большим эмоциональным воздействием, способным передать не только постоянные свойства материального мира, но и изменчивость среды и атмосферных состояний. Светотень использовалась ещё живописцами античности. Мастера эпохи Возрождения, начиная с Леонардо да Винчи, продолжили разработку теории светотени, и с этого периода художники широко применяли технику светотени, в том числе как одно из средств, определяющих эмоциональную выразительность произведений.
Светотеневые градации (от пика яркости до наибольшей тени) зависят от атмосферных состояний, фактуры и особенностей формы изображаемого предмета, его объёма, силы освещения. Градациями светотени являются: свет, тень, полутень, рефлекс, блик.
- света — поверхности, ярко освещённые источником света;
- блик — световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение;
- тени — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими;
- полутень — слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом;
- рефлекс — слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов.
При определенных условиях освещения каждый элемент светотени получает индивидуальную пространственную форму, величину, положение и светлоту. Приступая к передаче светотени, художнику нужно легкими штрихами отметить границы света и тени, стремясь передать все градации полутонов, переходящих от света к тени, затем сравнить все тени и выявить характер связи между всеми элементами светотени.
Светотеневое соотношение.
|
Ослепление Самсона. Рембрандт.
|
Святой Пётр в тюрьме. Рембрандт.
|